Петр I: "Зело приятно, что вы нас членом в свою компанию избрали". Только настоящие подписи

Заха Хадид на фоне спроектированного ею музея транспорта в Глазго

Заха Хадид - лауреат Притцкеровской премии (аналога Нобелевской в архитектуре), первая женщина и мусульманка, получившая её, обладательница титула Дамы-Командора ордена Британской империи. Заха Хадид скончалась 31 марта 2016 года от сердечного приступа, но её работы остаются одними из самых ярких в истории современной архитектуры.
Заха Хадид родилась в Багдаде 31 октября 1950 года в семье промышленника, одного из основателей Национальной Демократической партии Ирака, представителя ориентированной на Запад крупной буржуазии. Уже в 11 лет она решила, что хочет стать архитектором. Сначала Заха получила математическое образование в Американском университете в Бейруте. Но в 1972 году отправилась в Великобританию, чтобы поступить в школу Архитектурной ассоциации в Лондоне. Там ее преподавателями были Рем Колхас и Элиа Зенгелис.
Сильное влияние на нее как архитектора оказал русский архитектурный авангард 1920-х годов и творчество Казимира Малевича, но ее творческий язык остается ярко оригинальным. Колхас назвал ее "планетой на своей собственной орбите". Зенгелис считал ее самым талантливым человеком, который когда-либо у него учился.
В 1977 она проработала полгода в мастерской Рема Колхаса ОМА, в 1979 основала в Лондоне собственное бюро Zaha Hadid Architects . Со своим оригинальным и бескомпромиссным подходом к творчеству Хадид не могла заниматься мелкими заказами для частных лиц, поэтому она осталась преподавать в Архитектурной Ассоциации (до 1987), продолжая проектировать и участвовать в конкурсах.
Ее проект клуба "Пик" (1983) на холме над Гонконгом, победивший в крупном международном конкурсе, привлек к Хадид внимание общественности, но остался нереализованным, так как заказчик обанкротился. В 1994 Хадид получила широкую известность в Великобритании, выиграв конкурс на проект оперного театра в Кардиффе, но застройщик под влиянием общественного мнения, после полутора лет конфликтов, отказался от проекта, испугавшись оригинальности архитектурного решения. Эти и другие проекты принесли ей победу в престижных архитектурных конкурсах, интерес, а затем и популярность среди профессионалов, но остались на бумаге. Во многом, из-за неготовности заказчиков принять её нестандартный и оригинальный дизайн.
Первым реализованным проектом Хадид стала пожарная часть компании Vitra в Вайле-на Рейне (1991-1993), Германия.

Vitra Fire Station | Germany RIM Creation

Ситуация кардинально изменилась в 1999, когда началось строительство Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, США. С этого момента Хадид стали приглашать для работы в разных странах мира.


Центр современного искусства Розенталя в Цинциннати, 2003 Roland Halbe

Живопись и рисунки Захи Хадид многократно экспонировались во многих странах мира. Работы Хадид входят во многие музейные собрания, в частности МoМА и Немецкого Музея архитектуры во Франкфурте-на-Майне (DAM).
Личная жизнь Хадид никогда прилюдно не обсуждалась. Известно лишь, что она жила в историческом районе Лондона Кларкенуэлл неподалеку от офиса, а ее дом представлял собой хирургически чистое пространство, заставленное авангардной мебелью. Заха называла себя мусульманкой. Она ушла из жизни 21 марта 2016 года, в госпитале в Майами, где лечилась от бронхита. Но она оставила своё представление о городах будущего.

Вот несколько реализованных проектов Захи Хадид.

Великобритания, Оксфорд, 2015


Корпус Investcorp Центра Ближнего Востока Колледжа Сент-Энтони Оксфордского университета Luke Hayes

Италия, Салерно, 2016. Морской терминал в Салерно


Морской терминал в Салерно Hélène Binet

Китай, Гуанчжоу, 2016. Комплекс Guangzhou Infinitus Plaza


Комплекс Guangzhou Infinitus Plaza Zaha Hadid Architects

Бельгия, Антверпен, 2016. Здание администрации порта Антверпена


Здание администрации порта Антверпена Hélène Binet

В непосредственной близости от Москвы в подмосковном элитном поселке Барвиха тоже есть творение Захи Хадид, принадлежащее Владиславу Доронину. Дом под названием Capital Hill Residence в виде космического корабля построили в экостиле - смеси современных технологий с природными формами. Дом расположен в отдалении от соседних особняков посреди соснового бора. Его площадь 2 650 кв. м. В двух 22-метровых башнях расположены спальни и детские комнаты. В подвале находится финская сауна, хамам, русская баня, зал для занятий фитнесом и гостевая комната.


Частный особняк в Барвихе, Россия

Саудовская Аравия, Эр-Рияд, 2017. Центр изучения и исследования нефти имени короля Абдаллы


Центр изучения и исследования нефти имени короля Абдаллы Hufton+Crow

Словакия, Братислава, 2017. Комплекс Sky Park


Комплекс Sky Park Penta Investments

Италия, Афрагола, 2017. Вокзал скоростной железной дороги Неаполь - Афрагола


Вокзал скоростной железной дороги Неаполь-Афрагола Jacopo Spilimbergo

Горный музей Месснера - Corones. Италия, 2015


Горный Музей Месснера - Corones Inexhibit

Возведенный в 2013 году Центр Гейдара Алиева - это современный культурный центр, ставший новым символом Баку и всего Азербайджана. Он представляет собой комплексное сооружение, которое включает аудиториум, музей, концерт-холл, выставочные залы и административные офисы.


Центр Гейдара Алиева, Баку, Азербайджан

Музей транспорта Риверсайд в Глазго изначально планировалось открыть в 2009 году, но строительство было приостановлено из-за кризиса, и с начала закладки до открытия прошло 7 лет.


Музей транспорта Риверсайд в Глазго

В 2015 году в Москве на Шарикоподшипниковской улице, дом 5, было построен офисное здание по проекту Захи Хадид.


Бизнес-центр Dominion Tower Hufton + Crow

Павильоны Бернхема в Чикаго стали данью памяти известному американскому градостроителю Дэниэлю Бернхему. Внутри демонстрировались аудио- и видеоинсталляции, показывающие развитие Чикаго, из прошлого в будущее.


Павильоны Бернхема в Чикаго, США

Проекты Захи Хадид в процессе реализации

Стадион в портовом городе Аль-Вакра, Катар, будет частью грандиозного строительства на площади 585 000 кв. м. Его вместимость 40000 зрителей, при этом верхний ярус стадиона будет съемным, что позволит уменьшить вместительность в два раза после окончания чемпионата.


Футбольный стадион 2022, Катар

А вот в столице Саудовской Аравии построят станцию метро из золота. По словам Захи, работая над проектом, она вдохновлялась дюнами Саудовской Аравии, плавные контуры которых она постаралась придать и самой станции. Там также применят новую систему пропуска пассажиров, которая должна помочь избежать давки в часы пик.


Золотая станция метро в Эр-Рияде, Саудовская Аравия

В Сербии комплекс апартаментов, офисов и пространства для отдыха, расположенный на заброшенной территории старой текстильной фабрики, призван стать новым знаковым объектом Белграда. Кроме перечисленных выше программ, предлагаемый комплекс включает также пятизвездочный отель, конгресс-центр, галереи и магазины, а также подземный паркинг для гостей и жителей города


Многоцелевой комплекс Beko Masterplan в Белграде, Сербия

Дом на Манхэттене будет в виде буквы L, а его внутренний угол будет выстроен зигзагом, который разграничит две части постройки. На 11 этаже будут находиться 37 квартир площадью до 510 квадратных метров и высотой потолков более 3 метров. В доме также будет находиться спа-центр, сад и крытый бассейн.


Жилой дом в Манхэттене, США

Новый университет в Гонконге призван стать архитектурным ориентиром. Он будет представлять из себя комплекс учебных и научно-исследовательских лабораторий. Бесшовная архитектура здания символизирует динамику развития настоящих и будущих достижений и производит впечатляющий визуальный эффект.


Политехнический университет в Гонконге, Китай

В Бонне студия взялась за улучшение существующего здания немецкого архитектора Зигфрида Вольске. Работа Хадид содержит два прозрачных фасада, обращенных к реке. Вокруг здания запланировано строительство террас, где будут проводиться спектакли на свежем воздухе.


Фестивальный комплекс имени Бетховена в Бонне 2020, Германия

Здание в Макао, Китай, состоит из двух башен, соединенных на уровне подиума и крыши, с несколькими дополнительными мостами посредине. Отель общей площадью 150 000 квадратных метров состоит из 780 номеров, сьютов и пентхаусов, конференц-холлов, игорных залов, лобби, ресторанов, спа-центра и бассейна под открытым небом. Полюбоваться видом на Макао, открывающимся с башни, можно из панорамных лифтов. Строительство отеля началось в 2013 году.


40-этажный отель в Макао, Китай

Ансамбль из «большого театра», музея современного искусства и «малого театра» (многофункционального зала) появится на берегу озера Мэйсиху в городе Чанша, Китай. Три объема расположатся на просторной «плазе», которую дополнит углубленный «двор» с ресторанами и магазинами.


Международный центр культуры и искусства Чанша, Китай

Высокие небоскребы призваны стать новым бизнес-центром Дубаи. Как и полагается зданиям такого масштаба, здесь будут умещаться офисы, гостиница и торговый центр.


Небоскребы Signature Towers в Дубае, ОАЭ

21-этажное здание в Абу-Даби высотой в 93 м представляет собой гигантский куб с полостью внутри, который, кажется, парит над землей. Оно оснащено уникальной подсветкой, за счет чего выглядит абсолютно по-разному в ночное и дневное время. Днем куб полый, а ночью это пространство заполняется светом.


Opus Office Tower в Абу-Даби, ОАЭ

Новый олимпийский стадион Токио будет построен на месте прежнего стадиона, известного по Олимпиаде 1964 года, и станет главным олимпийским объектом страны восходящего солнца. Он рассчитан на 80 тыс. человек, а его площадь составит 290 000 кв. м. Завершение строительства запланировано на 2018 год.


Олимпийский стадион в Токио 2020, Япония
Источники.

Сотрудники Российской национальной библиотеки презентовали новый интернет-проект «Русские автографы. Памятники русского письма в собраниях отдела рукописей РНБ». Авторы ресурса выложили в сеть образцы письма из 135 источников с XI по XIX век. Среди рукописей - древнерусские уставы и документы, бумаги писцов, примеры разных видов каллиграфии и автографы известных деятелей: царей, императоров, литераторов, государственных лиц и ученых. По словам специалистов, новый ресурс должен стать полезным не только для профессионалов, но и для всех любителей истории.

От уставов до прописей

Научные сотрудники РНБ в течение нескольких лет занимались поиском и оцифровкой важнейших памятников русского письма - образцов исторических документов известных деятелей. Все материалы вошли в интернет-проект РНБ «Русские автографы», который охватывает историю со времен Остромирова евангелия. На сайте представлены почерки и автографы известных исторических личностей, обзор типов письма, образцы каллиграфической прописи и виды древнерусского письма, сохранившиеся в книгах и уставах того времени.

«Нас, обычных людей, интересует то, как писали выдающиеся люди, - рассказал генеральный директор РНБ Антон Лихоманов. - В словаре Брокгауза и Ефрона был специальный раздел с подписями. Проект удовлетворяет не только досужий интерес. На ресурсе много информации, полезной для тех, кто интересуется историей».

Чтобы узнать почерк персоны, нужно выбрать ее из предложенных на сайте. Фото: Скриншот с сайта «Русские автографы»

Только настоящие подписи

По замыслу сотрудников РНБ, ресурс должен быть полезен многим: как старшеклассникам, так и высококвалифицированным специалистам. Важность проекта оценил даже глава Союза каллиграфов России Петр Чобитько. По его словам, он мечтал о таком портале более 40 лет. Материалы, опубликованные на сайте, впервые стали общедоступными: раньше они хранились в закрытых фондах библиотек. Теперь все желающие могут ознакомиться с образцами письма из «Остромирова Евангелия», жалованных грамот великих князей, увидеть переписку государственных деятелей и рукописи поэтов и драматургов и даже научиться искусству каллиграфии по прописям разных столетий.

Специалисты отмечают: одно из главных достоинств ресурса - обилие графического материала и его качество.

«В интернете гуляют ненастоящие образцы подписей, - рассказал старший научный сотрудник РНБ Денис Цыпкин. - На портале - только подлинный материал, взятый из ресурсов библиотеки».

На портале можно увидеть фрагменты переписки государственных лиц. Фото: Скриншот с сайта «Русские автографы»

Характер царей по их подписям

По подписи и почерку можно определить не только стиль письма, но и черты характера автора.. Например, подпись Петра I представляла собой четыре буквы имени Петр. Буквы в подписи довольно неровные, они начертаны размашисто. Это говорит об экспрессии царя, о его взрывном характере и энергичности. Буква «т» изображена как надстрочная - знак острого ума и некоторого упрямства.

Подпись Петра I выдает экспрессию и энергичность царя. Фото:

Подпись его дочери, императрицы Елизаветы Петровны, содержит полнобуквенную транскрипцию ее имени - «Елисавет». Круглые очертания букв говорят о женственности натуры, а их кривизна - о переменчивости настроения царицы. Наклон букв под разным углом означает своенравие и хорошее чувство юмора: Елизавета Петровна любила развлечения и веселое времяпрепровождение и много шутила с придворными.

Кривизна букв в подписи Елизаветы Петровны говорит о переменчивом настроении. Фото: Российская национальная библиотека

А вот в подписи последнего русского императора Николая II графолог обнаружила противоречивые черты. Подпись представлена в виде имени, подчеркнутого несколькими линиями. Острые углы букв свидетельствуют о жестком характере царя. Вертикальный росчерк после последней буквы говорит о самодостаточности, его независимости и самостоятельности. Четырехкратное горизонтальное подчеркивание подписи обозначает крайнее упрямство и нежелание прислушиваться к окружающим.

Подчеркивание подписи Николаем II означает завышенную самооценку. Фото: Российская национальная библиотека

Увидеть подписи этих и других государственных деятелей можно на сайте ресурса - http://expositions.nlr.ru/rusautograph . По заверению авторов проекта, портал будет регулярно пополняться новыми поступлениями. До конца года специалисты РНБ планируют оцифровать более 200 документов.

Во время Великого посольства 1696—1698 гг. Петр I ознакомился с коллекциями западно-европейских ценителей древностей и раритетов. Собрания Н. Витсена, Я. Вильде, Н. Шевалье, С. Схенфута и Ф. Рюйша произвели большое впечатление на молодого царя. Одним из результатов путешествия стало создание небольшого собрания зоологических редкостей и древностей, основы будущей знаменитой Кунсткамеры.

Посещая европейские аукционы, Петр I наряду с книгами, инструментами и редкостями природы приобретал и так называемые «антики». В документах Великого посольства упоминаются древние сосуды, «персонка глиняная» и другие предметы. Они вошли в личное собрание царя, хранившееся в его кабинете в Летнем дворце и постоянно пополнявшееся.

Так в 1715 г. сюда в качестве дара уральского заводчика Н. А. Демидова Екатерине I поступили древние памятники искусства, «богатые золотые бугровые сибирские вещи» , извлеченные из местных курганов. По царскому указу сибирский губернатор князь М. П. Гагарин должен был «приискать старых вещей, которые сыскивают в землях древних поклаж» . В 1716—1717 гг. «Сибирская коллекция» пополнилась древностями из сарматских курганов Дона и Волги, значительное число «антиков» поступило в государев кабинет из окрестностей Астрахани.

Во время второго заграничного путешествия Петра I в 1715—1717 гг. были сделаны новые приобретения, в их числе уникальные античные геммы. 6 февраля 1719 г. царь подписывает указ о сборе по всей России и доставке в Санкт-Петербург природных редкостей и «антиков» для открывшейся Кунсткамеры: «Старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть, или и такие, да зело велики или малы перед обыкновенными, также какие старые подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно, за что давана будет необыкновенная дача» .

В 1720 и 1724 гг. московский нумизмат священник Федор, живший вблизи Воскресенского монастыря, подарил Петру I свою коллекцию старинных русских монет. В 1721 г. в нумизматическую коллекцию Кунсткамеры поступила значительная часть собрания древних монет И. Людерса из Гамбурга, в том же году Боцис преподнес царю античные монеты.

Именной указ Петра Великого обращен к Ивану Алексеевичу Ржевскому, в 1682 г. пожалованному в стольники и назначенному комнатным стольником царя Ивана Алексеевича.

34

В 1683 г. Ржевский участвовал в царском походе к Троицко-Сергиевой Лавре, в том же году значился «на службе в селе Воздвиженском». В 1708 г. Петр назначил его комендантом Брянска. С 6 июля 1721 г. Ржевский — воевода Псковской провинции.

Данный указ показывает, что царь живо интересовался сведениями о находках древнерусских монет и быстро реагировал на такого рода информацию. Текст указа вместе с другими официальными бумагами переплетен в особую кожаную папку, озаглавленную «Указы Псковским воеводам Ржевскому и Солнцову с подписями Петра I, Екатерины I и царевны Екатерины Ивановны. 1720—1732 гг.» и хранящуюся в архиве СПбФ ИРИ РАН (Кол. 238, коллекция академика Н. П. Лихачева. Оп. 1. Ед. хр. 544). Печатается с соблюдением языковых и стилистических особенностей первой четверти XVIII в.

УКАЗ ПСКОВСКОМУ ВОЕВОДЕ РЖЕВСКОМУ

Ведомо нам учинилось, что есть во Пскове у посадского человека Ерофея Дмитриева сына Русинова старинные денег князя Игоря девяносто пять рублев, поставленных у него в прошлом 1717-м году от иеромонаха Евфимия, <Который жил во Псковском Понтелеймонове монастыре> в сундуке, с протчими того монаха пожитками, чего для послан от нас гоф юнкер наш Семен Маврин. И по получении сего указу при оном гоф юнкоре нашем Маврине упомянутого Русинова вышеписанной сундук возми, и те старые денги князя Игоря выняв из того сундука отдай оному Маврину, для отвозу к нам. А протчия вещи, что есть в том сундуке, отдай сыну того монаха Лариону Скородумову по духовной отца его.

В Санкт-Питербурхе

Сентября 16-го дни 1723

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В первую четверть XVIII в. некоторые старинные серебряные деньги были признаны за «копейки великого князя Игоря», жившего в X в. Позднее выяснилось, что за имя князя было принято ошибочно прочитанное слово «государь».

Публикация С. В. ЕФИМОВА

Идея организации Академии наук зародилась в реформаторских замыслах царя Петра I задолго до момента воплощения ее в жизнь. В связи с этим во время своих поездок по европейским странам он внимательно изучал опыт деятельности университетов, академий, научных обществ. Деятельность Парижской Академии наук также вызывала интерес царя-реформатора.

Она была создана в 1666 г., и, согласно первому параграфу Устава, король Франции являлся "протектором Академии" 1 . В состав академии избирались французские ученые, представлявшие весь спектр существовавших тогда точных и естественных наук, а результаты тайного голосования по выборам ее членов утверждались самим королем.

Во время своего многодневного пребывания во Франции 8 июня 1717 г. Петр посетил академию. Его встречал президент академии аббат Ж.П. Биньон. Французскими учеными были показаны некоторые научно-технические новшества, в частности, "домкрат новой конструкции", "машина для подъема воды"; проведена демонстрация нескольких химических опытов, а также готовых к печатанию рисунков, иллюстрировавших историю мировой культуры и искусства. Видимо, искренний интерес к науке, грандиозные планы на будущее, энергия царя-реформатора произвели сильное впечатление на представителей французского ученого сообщества. Результатом этого стало состоявшееся 22 декабря 1717 г. избрание Петра I "иностранным членом Парижской Академии наук" 2 . Надо полагать, что на это руководителями академии было также получено и предварительное "соизволение" самого царя.

Уже на второй день президентом Академии наук аббатом Ж.П. Биньоном было написано письмо Петру I с извещением об этом событии. В нем говорилось, что само избрание состоялось "не от уважения должного Вашему сану: оно есть дань удивления, в которое нас приводят великие предначертания, Вас всегда занимавшие, и к которым присоединить можно одно только желание, чтоб в климате, куда до сего еще с трудом проникали искусства и науки, нашлись люди, могущие соответствовать блистательным видам Вашего величества" 3 .

Несколько позднее, 13 января 1718 г., непременным секретарем академии Бернаром де Фонтенелем также было написано письмо Петру I. В нем отмечалось следующее: "Королевская Академия наук никогда не могла думать о сделанной ей Вашим Величеством чести, позволить, чтоб августейшее имя Ваше помещено было между особами, которые ее составляют.... Умножать число подданных оружием, что исполнено Вашим величеством, есть слава весьма обыкновенная для государей; но гораздо необыкновеннее усовершенствовать образование народа своего и тем устраивать его благополучие" 4 .


Царский ответ через три года

Переписка по времени совпала со сложным заключительным этапом Северной войны. Руководство всеми боевыми действиями отнимало много сил и времени у Петра I. Известно, что последнее крупное сражение этой войны произошло 27 июля 1720 г. у острова Гренгам и завершилось победой русских войск. Наверное, этим обстоятельством и можно объяснить то, что ответное послание царя в адрес Академии наук было датировано только 11 февраля 1721 г. В нем царь выразил искреннюю благодарность академии за свое избрание: "Нам не инако, как зело приятно быть могло что вы нас членом в свою компанию избрали" 5 . Далее в письме говорилось о твердом решении Петра I создать Академию наук в России: "Мы ничего больше не желаем, как чтоб чрез прилежность, которую мы прилагать будем, науки в лучший цвет привесть, себя яко достойного вашей компании члена показать" 6 .

Русский самодержец выразил заинтересованность в том, чтобы были установлены добрые отношения с Парижской Академией наук, он предлагал "корреспонденцию содержать, и от времени до времени взаимно сообщать будете какие новые декуверты от Академии учинены будут" 7 . Причем Петр I сам сделал первый и решительный шаг в этом направлении: вместе с письмом в дар Академии была отправлена новая, только что напечатанная карта Каспийского моря. О ней было сказано следующее: "При сем к Академии в память нашу посылаем в надежде, что оная яко новая и верная вам приятна будет".

Следует сказать несколько слов об этой карте. В 1719 г. по личному указанию Петра I на Каспийское море была отправлена специальная научная экспедиция с целью проведения работ по подготовке его карты. Группу морских офицеров-картографов возглавил тогда капитан-лейтенант Карл ван Верден, в ее состав входили лейтенант Ф. Соймонов, младшие лейтенанты П. Дорошенко, Г. Золотарев и др. 8 Осенью 1720 г. работы по подготовке карты были закончены, и она была выгравирована на меди (в историю картографии вошла под названием "Карта ван Вердена").

В начале 1721 г. библиотекарь И.Д. Шумахер был направлен царем с несколькими важными поручениями в Европу. Ему, в частности, предписывалось посетить Академию наук в Париже и передать упоминавшееся письмо Петра I и новую карту Каспийского моря. Позднее Шумахер вспоминал о том, что царский подарок произвел большое впечатление на французских ученых: "Все были поражены, поскольку на карте, в противовес мнениям всех географов, Каспийское море имело совсем другую форму" 9 .

Кроме того, Шумахером Парижской Академии наук от имени Петра I был сделан еще один ценный презент: были принесены в дар рисунки и описания редких сибирских птиц, полученные от научной экспедиции, проходившей в то время в Сибири под руководством Д.Г. Мессершмидта 10 .


Судьба петровского письма

Оригинал письма Петра I хранится в архиве Королевской Академии наук в Париже. В Санкт-Петербургском филиале Архива РАН имеется фотокопия этого документального памятника.

Сама история получения этого документа весьма интересна. Фотокопия с письма Петра I была изготовлена в 1933 г. по просьбе известного ученого, русского эмигранта в Париже Дмитрия Павловича Рябушинского, который работал в то время в архиве Академии наук в качестве исследователя.

Прошли годы. В июле 1945 г. Д.П. Рябушинский решил передать эту фотокопию в дар Академии наук СССР в связи с ее 220летним юбилеем. Свой дар он передал посольству СССР в Париже, которое в установленном порядке направило подарок в Наркомат иностранных дел СССР в Москву. И, наконец, НКИД СССР переслал этот конверт президенту АН СССР академику С.И. Вавилову.

В архивном деле, хранящемся в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН, имеется сопроводительное письмо по этому поводу, датированное 7 сентября 1945 г. и подписанное заместителем наркома иностранных дел В.Г. Деканозовым (машинописный текст на бланке наркомата) 11 . На письме имеются три резолюции: две написаны президентом АН СССР С.И. Вавиловым и одна - сотрудником аппарата президента Ю. Галлиевым. В первой резолюции, датированной 10 сентября, сказано: "Фотокопию передать в Архив АН Г.А. Князеву для хранения и для опубликования в "Вестнике АН" 12 (Князев был директором Архива АН СССР, а сам архив находился в Ленинграде).

Вторая резолюция была адресована Ю. Галлиеву, которому давалось поручение "Составить текст краткого благодарственного письма Д.П. Рябушинскому". Последняя резолюция написана Ю. Галлиевым: "Сдать в архив т. Гетману. Прошу предоставить возможность "Вестнику" опубликовать письмо" (в то время Ф.Д. Гетман являлся заведующим московским отделением архива).

Изучение всех номеров журнала "Вестник АН СССР" за 1945-1947 гг. показало, что распоряжение президента АН СССР академика С.И. Вавилова выполнено не было. Никакой публикации ни о даре Рябушинского, ни о самом письме Петра I в журнале не поместили, хотя подробно рассказывали обо всех мероприятиях, связанных с юбилеем академии. Было ли подготовлено и отправлено Рябушинскому благодарственное письмо, также неизвестно.


Забытый даритель

Следует сказать несколько слов о Дмитрии Павловиче Рябушинском (1882-1962). Он происходил из семьи известных московских промышленников и банкиров. В 1901 г. окончил с золотой медалью Московскую Практическую академию. Являлся учеником "отца русской авиации" Н.Е. Жуковского и ярким представителем его научной школы, что предопределило всю дальнейшую жизнь Дмитрия Павловича.

В 1904 г. в имении Рябушинских Кучино под Москвой было создано уникальное научное учреждение - Аэродинамический институт, где ряд лет проводились серьезные исследования в области воздухоплавания. В годы Первой мировой войны в Кучино при непосредственном участии Рябушинского испытывались новые виды вооружения.

В 1918 г. он эмигрировал из России. Во Франции успешно продолжал свои научные исследования по гидродинамике. В 1922 г. Парижским университетом ему было присвоено звание доктора математических наук. В 1932 г. Парижская Академия наук присудила Рябушинскому премию Генри Вазена, а в 1935 г. избрала ученого своим членом-корреспондентом. С 1925 по 1953 гг. им было прочитано в Сорбонне 15 курсов лекций, а всего с 1906 по 1962 г. ученый опубликовал более 200 своих научных работ.

Рябушинский не принял французского гражданства и до конца жизни сохранил паспорт русского эмигранта. Он принимал активное участие в общекультурной жизни русской эмиграции, пропагандировал достижения российской науки.

Решив передать фотокопию письма Петра I АН СССР, Рябушинский в своем письме президенту АН СССР академику В.Л. Комарову от 9 июля 1945 г. отметил, что "за 27 лет пребывания вне пределов нашей Родины я неизменно преследовал две цели: 1 - участие, по мере моих сил, в увеличении русского вклада в мировую науку; 2 - хранение, отстаивание значения и содействие увеличению, несмотря ни на какую преходящую обстановку, наших культурных ценностей" 13 .

Академик В.Л. Комаров это письмо получить уже не успел, так как он занимал высокий пост президента АН СССР до 17 июля 1945 г., после чего его сменил новоизбранный президент - академик Сергей Иванович Вавилов 14 . Соответственно, и все распоряжения по факту получения дара Рябушинского были сделаны уже Вавиловым.

К письму Рябушинский приложил и свою транскрипцию текста послания Петра I. Любопытно, что ученый допустил неточность: фрагмент оригинала "нам не инако как зело приятно" (это значило "не иначе как") Дмитрий Павлович интерпретировал следующим образом: "нам нейнако как зело приятно" 15 . Эта небольшая погрешность вполне простительна для ученого - представителя точных наук, кроме того, Рябушинский к этому времени уже 27 лет прожил в эмиграции и вполне мог забыть некоторые архаизмы русского языка.

При описании царского письма Рябушинский допустил и другую неточность. Он отметил, что письмо царя "было написано на простом, пропускающем чернила бумажном листе" 16 . На самом деле письмо написано на большом листе качественной бумаги иностранного производства, чернила "не пропускающем" (размер листа составляет 35,5х23 см). Эта неточность объясняется следующим образом. Подпись Петра I на письме была заверена "средней" государственной печатью на сургуче. Со временем сургучный оттиск отделился от бумаги и позднее был прикреплен уже на другом месте листа. Но на первоначальном месте оттиска сохранилось с обеих сторон пятно, вызванное термическим воздействием сургуча на бумагу (сургуч наносился горячим, в расплавленном состоянии). Видимо, это пятно и ввело в заблуждение Рябушинского.

Письмо царя Петра I Парижской Академии наук является интересным источником, рассказывающим нам об одном из эпизодов сложного процесса зарождения отечественной академической науки. Кроме того, это важный документальный памятник истории взаимоотношений двух стран - России и Франции.

1. Копелевич Ю.Х., Ожигова Е.П. Научные Академии стран Западной Европы и Северной Америки. Л., 1989. С. 269, 272.
2. Там же. С. 276.
3. Санкт-Петербургский филиал Архива РАН (далее - CПбФ АРАН). Р. IV. Оп. 6. Д. 131. Л. 2.
4. Там же. Л. 2-3.
5. Там же. Л. 11.
6. Там же.
7. Там же. Л. 11-12.
8. Лео Багров. История русской картографии. М., 2005. С. 337.
9. Там же. С. 338.
10. Копелевич Ю.Х. Основание Петербургской Академии наук. Л., 1977. С. 48.
11. СПбФ АРАН. Р. IV. Оп. 6. Д. 131. Л. 6.
12. Там же.
13. Там же. Л. 8.
14. Российская Академия наук. Персональный состав. М., 1999. Кн. 2. 1918-1973. С. 410.
15. СПбФ АРАН. Р. IV. Оп. 6. Д. 131. Л. 7.
16. Там же. Л. 8.