Курсовая работа: Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха детей дошкольного возраста. Значение

В физическом воспитании дошкольников определенное место занимают дни здоровье, физкультурные праздники, развлечения, пешеходные переходы как наиболее эффективные формы активного отдыха детей.

Их цель - активное участие всей группы в предложенном мероприятии, определение развития физических качеств и двигательной подготовленности детей в игровых ситуациях, воспитание стойкого интереса к активной двигательной деятельности. В рациональном сочетании с другими организационными формами физического воспитания они помогают создать оптимальный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей организма, улучшает работоспособность и закаленность детей.

День здоровья. В системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья, закаливания, улучшение физического развития и воспитания у детей стремления быть сильными, ловкими, выносливыми важное место принадлежит дням здоровья. Рекомендуется проводить эти дни во всех дошкольных группах один раз на месяц.

Основная цель дня здоровья - охватить всех воспитанников группы разными физкультурными мероприятиями. Мероприятия проводятся на протяжении всего дня: утром - игры средней подвижности (во время приема детей), утренняя гимнастика, физкультурное занятие (другие учебные занятия в этот день не проводятся), во время прогулок планируют многообразные соревнования в играх и упражнениях спортивного характера, эстафетах (для детей старших групп) игр, аттракционы развлечений, выполнения физических упражнений (бег, прыжки, метания, лазание).

Организовывая дни здоровья, учитывают климатические особенности сезона, возможности использования естественных факторов (лес, парк, луг, берег водоема и др.). Например, зимой в программу дня здоровья входят подвижные игры, соревнования на санках, лыжах, коньках. Младшие дети принимают участие в катании на санях с горы, ходьбе по снежным валам, лепке снеговика и др.

Старшие - в катании на лыжах с горы, игре в хоккей с шайбой, катании на коньках, играх на лыжах и коньках и тому подобное. Для этого предварительно готовят снежные горы, ледовые катки, физкультурную площадку.

В регионах, где зимой выпадает снег, со старшими детьми в этот день можно провести лыжный поход. Длина его маршрута для средней группы до 600-800 м, старшей - до 1-1,5 км, подготовительной к школе группы до 2-2,5 км. Планируя поход, нужно предварительно продумать маршрут (особенно его безопасность), экипировку детей и организацию активного отдыха (когда дети придут на конечный пункт маршрута).

В весенне-летний период возможности для более насыщенного проведения дней здоровья значительно увеличиваются. Дети могут принимать участие в многообразных играх, соревноваться в исполнении физических упражнений (кто дальше бросит мяч, прыжках в длину и др.), катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках и тому подобное.

Желательно шире применять веселые аттракционы, игры-эстафеты, развлечения. Так, младшим дошкольникам предлагают попасть мячом в обруч (корзина, прокатить мяч, сбить булаву и др.). Старшие дети соревнуются в ведении мяча толчком руки или ногой между булавами (кубиками), которые поставлены на землю на расстоянии 1,5 м; беге на скорость в парах (держась за руки) и тому подобное.

На протяжении всего теплого периода года в день здоровья рекомендуется проводить пеший переход, который по времени занимает всю прогулку.

Настроение детей, их активность будут тем выше, чем более тщательной будет подготовка воспитателя, продуманными игры и соревнования, каждое физкультурное мероприятие дня здоровья.

Физкультурные праздники . В системе физического воспитания детей в дошкольном заведении главное место занимают физкультурные праздники, направленные на комплексную реализацию широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. Исследования (Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева и др.), которые обобщили многолетний опыт их проведения, свидетельствуют о позитивном влиянии физкультурных праздников на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также привлечению их к выполнению многообразных интересных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, аттракционов.

Участие в физкультурных праздниках способствует выявлению самостоятельности и инициативы в исполнении двигательных заданий, достижение лучших результатов в условиях соревнований, воспитания коллективизма, настойчивости, ответственности, дисциплинированности и других морально-волевых качеств. Привлечение родителей к непосредственному участию в физкультурном празднике способствует пропаганде физической культуры среди широких слоев населения и является одной из активных форм работы педагогического коллектива детского сада с родителями по вопросам физического воспитания.

Физкультурные праздники проводятся два-три раза в год, непосредственное участие в них принимают дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Длительность его в пределах одного часа, она зависит от возраста детей, условий проведения и содержания программы праздника. Более целесообразное проведение физкультурного праздника для детей одного дошкольного заведения. Однако иногда допустимое объединение несколько групп старших дошкольников двух-трёх детских садов, которые расположены близко один от другого.

Организаторы физкультурного праздника должны позаботиться о том, чтобы все дети активно участвовали в этом празднике: в исполнении гимнастических упражнений, эстафетах, играх и других номерах программы.

Наибольшую пользу для укрепления здоровья и закаливания детей имеют те физкультурные праздники, которые проводятся на открытом воздухе. Они могут проходить в разных естественных условиях местности. Например, праздник можно проводить не только на физкультурной площадке, но и на стадионе, в парке, на берегу моря (летом). От конкретного места проведения праздника зависят его тематика, структура, содержание и оформление.

Подготовка к празднику начинается с составления программы, в которой определяются цель, дата, время и место его проведения, перечень номеров программы: парад участников, массовые гимнастические выступления, соревнования в разных видах упражнений и играх, конкурсов; определить ответственных за подготовку и проведение праздника (среди них заведующая или методист, воспитатели групп, музыкальный руководитель, медицинская сестра, члены родительского совета); отметить количество участников праздника, из каких они групп; кто из приглашенных (школьников-спорт-сменов) принимает участие в показательных выступлениях (художественная гимнастика, акробатика), состав судейского жюри, подведения итогов соревнования и награждения участников праздника.

Одним из важных разделов работы при подготовке к физкультурному празднику является разработка сценария. В основу его должны быть положены программные и методические требования, которые определяются перед физическим, эстетичным, моральным и гигиеническим воспитанием дошкольников. Составляя сценарий, нужно пытаться, чтобы содержание праздника было интересным, создавало возможность активного участия в нем всех дошкольников, чтобы он приносил радость и удовольствие детям и всем присутствующим взрослым.

Содержание праздника в значительной мере зависит от времени года и конкретных условий, в которых он проводится. Так, если праздник проходит в теплую погоду на физкультурной площадке, в его содержание входят массовые выступления детей, которые нуждаются в значительном пространстве для гимнастических упражнений, игр - эстафет с бегом, прыжками, катанием наперегонки на велосипедах или самокатах, веселых аттракционов (бег в мешках, перетягивание каната и др.). Если праздник проводится зимой (где есть снег), то используют подвижные игры и упражнения, которые можно выполнять, применяя санки, лыжи и коньков.

В разработке сценария праздника учитывают основную его идею, девиз, под которым оно проводится: «Веселые старты», «Олимпийцы среди нас», «Ловкие, быстрые, смелые». Например, если праздник проходит под девизом «Здравствуй, зима зимушка!», главной задачей его является пропаганда физической культуры, холодного воздуха, как важных средств укрепления здоровья и закаливания, воспитание у детей интереса к катанию на санках, лыжах или коньках и подвижных игр.

В программу такого праздника нужно ввести: катание на санках с выполнением игровых заданий («Кто дальше проедет?», «Попади в цель» и др.), эстафеты игр на лыжах или коньках с элементами игры в хоккей (ведение шайбы, броски клюшкой шайбы в ворота), соревнование между командами - «Кто быстрее сделает снеговика?» но др. На зимнем празднике дети не поют и не рассказывают стихотворения, однако музыка, обращения к ним ведущего (в стихотворной форме) создают эмоциональное и праздничное настроение у тех, кто принимает участие в празднике, и у зрителей.

Физкультурный праздник летом на площадке или в зале проводится по такой схеме:

1. Открытие праздника, парад участников под праздничный марш, приветствие команд.

2. Выступления участников праздника с гимнастическими упражнениями.

3. Проведение соревнований между командами, участие в эстафетах игр, аттракционах, сюрпризный момент.

4. Завершение праздника, подведение итогов, награждение, закрытие праздника.

С целью создания торжественной обстановки желательно ярко оформить физкультурный зал или территорию площадки. В помещении детского сада и на площадке развешивают разноцветные шарики, фонарики, гирлянды, плакаты со спортивной тематикой, устанавливают флажки и др. Территория участка подметается, засыпается песком, зеленые насаждения поливают.

Зимой площадка украшается снежными фигурами знакомых детям животных, от снега расчищают дорожки, заливают каток и др.

В праздничном оформлении помещения и территории детского сада наряду с воспитателями и родителями активно участвуют старшие дети. Для открытия праздника подбирают выразительную торжественную музыку, для парада - бодрый марш. Музыкальное сопровождение разных выступлений детей должно отвечать их характеру: выполнение гимнастических упражнений сопровождается ритмичной или медленной музыкой, игры - аттракционы - веселой, бодрой. Запись музыкальных произведений для праздника лучше всего сделать на магнитофонную пленку и обеспечить своевременную трансляцию ее во время праздника.

Важную роль при проведении праздника играет ведущий. Им может быть воспитатель, физрук, организатор работы по физическому воспитанию, музыкальный руководитель или методист детского сада. От ведущего зависит успех в проведении праздника. Он должен хорошо знать сценарий праздника, последовательность выступлений его участников, четко объяснить задание командам, быть активным, изобретательным, быстро находить выход из разных ситуаций. На протяжении всего праздника он активизирует каждого из его участников, своевременно подбадривает малоактивных детей, используя для этого юмор и шутки. В процессе руководства праздником обязательной является поддержка контактов ведущего с судейским жюри, к которому входит заведующая детским садом или методист, кто-нибудь из родителей, приглашенных гостей. Члены жюри должны быть внимательными, доброжелательными и объективными.

Во время анализа результатов соревнований между командами в играх и аттракционах необходимо отметить старательность детей, четкое выполнение ими правил. Также беспокоясь о поддержке дружеских взаимоотношений между дошкольниками, предупреждать случаи неуважения, недоброжелательности относительно своих товарищей.

Открытие праздника начинается с торжественной части - выхода участников на физкультурную площадку или в зал, построение, приветствие заведующей детским садом или представителя других организаций (ветерана спортсмена, представителя завода и др.). Открытие завершается подъемом флага и парадом участников. После торжественной части проводятся показательные выступления детей с гимнастическими упражнениями (10-12 упражнений). Они выполняются с разными предметами: обручами, мячами, вымпелами, разноцветными лентами и флажками.

После выполнения этих упражнений дети распределяются на группы по количеством участников команды и начинаются соревнования между ними.

Большой интерес вызывают у детей аттракционы игр: ударить по мячу ногой с завязанными глазами, сбить подвешенный на бечевке предмет с закрытыми глазами; бег в мешках, перенесение шариков в ложке - кто быстрее? - и др. Между командными соревнованиями проводят показательные выступления приглашенные на праздник гимнасты или акробаты, фигуристы (зимой) или массовые танцы, в которых принимают участие все дети.

Созданию праздничного настроения способствует «сюрпризный момент» -внезапное появления доктора Айболита, Чебурашки, Снегурочки, Нептуна и других сказочных героев, их общение с детьми, участие в танцах и играх доставляет участникам праздники много радостей и удовольствия.

В конце подводятся итоги праздника, проводится награждение, общий хоровод или танцы и парад его участников. Победившая команда или отдельные дети могут быть отмечены тем, что пройдут круг почета и опустят флаг соревнований.

Если в празднике принимают участие родители вместе со своими детьми, награждение может быть не только при успехах в индивидуальных соревнованиях, но и за победу семейной команды. Награждение победителей может быть памятными вымпелами или медалями, сладкими призами. Желательно также отметить детей, которые активно участвовали в подготовке и проведении физкультурного праздника.

Успешное проведение праздника - это результат совместной работы по физическому воспитанию дошкольников всего педагогического коллектива детского сада: заведующей, методиста, инструктора по физвоспитанию, музыкального руководителя и воспитателей групп, которые принимали в этом непосредственное участие.

Физкультурные развлечения. В каждой возрастной группе с дошкольниками проводятся физкультурные развлечения два-три раза в месяц, которые планируются во вторую половину дня в помещении или на площадке (в зависимости от времени года и погодных условий). Содержание физкультурных развлечений составляют подвижные игры, упражнения и игры спортивного характера, упражнения на физкультурных тренажерах.

Планирование физкультурных развлечений осуществляется воспитателем в соответствии с двигательной подготовленностью детей, наличия физкультурного инвентаря и оборудования. Главная цель воспитателя во время проведения физкультурных развлечений - создать у детей радостное настроение, усовершенствовать их двигательные умения и навыки в непринужденной игровой обстановке, вовлечь дошкольников в систематическое выполнение физических упражнений. При этом дети ведут себя более свободно, чем во время занятий физической культурой, и эта раскованность позволяет им двигаться без лишнего напряжения, обнаруживать творчество в двигательной деятельности.

В младшей и средней группах планируют подвижные игры или игровые задания, которые вызывают у детей эмоциональное настроение: кто точнее прокатит мяч в ворота, добежит к кубику и положит его в корзину. Значительное место здесь занимают подвижные игры сюжетного характера, в которых принимает участие вся группа.

В старших группах детям предлагают соревнование на лучшее выполнение физических упражнений. Например, выполнить четко лазание по гимнастической стенке или лесенке разноименным способом, попасть мячом в цель, кто дольше пропрыгает со скакалкой и др. В содержание развлечений входят аттракционы игр, а также соревнования между командами в играх спортивного характера (футбол, баскетбол, хоккей). Длительность физкультурных развлечений зависит от возраста детей и составляет 30-50 минут.

Ориентировочный план физкультурного развлечения на площадке (старшая группа):

1. Игра «Запрещенное движение» (повторить 4-5 раз).

2. Игра «Чья команда быстрее соберется?» (повторить 3-4 раза).

3. Аттракцион - «Кто больше соберет кеглей с завязанными глазами» (длительность 10-12 мин).

4. Игра «Мяч капитану» (повторить 3-4 раза).

5. Игра «Найди и промолчи» (повторить 3 раза).

Физкультурные развлечения не нуждаются в специальной подготовке. Они в основном строятся на ранее изученных детьми упражнениях и играх. Однако это не исключает разучивания новых подвижных игр с несложными правилами и сюжетом. В старших группах новые игры эстафетного характера можно широко применять под время

развлечений.

Воспитатель активно участвует в проведении физкультурных развлечений. Он организует игру, является судьей соревнований, подает команды к началу и окончанию игры; делает замечание детям, которые нарушают правила, подводит итоги развлечений.

Пешеходные переходы. Прогулки за пределы детского сада на природу (пешеходные переходы) осуществляются в первую половину дня. Их цель - усовершенствование двигательных навыков и комплексное развитие двигательных качеств в естественных условиях (парк, лес, берег водоёма), приучение детей ориентироваться на местности. Двигательная деятельность в сочетании со свежим воздухом, солнцем повышает защитные реакции организма дошкольников, закаляет их. Окружающая природа, многообразные впечатления обогащают знания, воспитывают эстетичные чувства детей.

Во время проведения пешеходных переходов следует использовать их для воспитания дисциплины и ознакомления с правилами действий пешеходов на улице, а также для решения образовательных заданий: знакомство с архитектурой домов, породами деревьев, рядом с которыми проходят дети, и тому подобное.

Дозирование прогулок зависит от возраста, состава и подготовленности детей. Оно изменяется в зависимости от времени года, погоды, содержания прогулок. Расстояние как пешеходных, так и лыжных переходов постепенно увеличивается на протяжении года от одной возрастной группы к другой. Длина пути в один конец не должна превышать для детей 4-5 лет - 1,5 км, для старших дошкольников - до 2 км. После каждых 15 мин ходьбы следует делать кратковременные (4-5 мин) остановки для отдыха детей.

Воспитатель предварительно готовится к проведению пешеходного перехода, разрабатывает его план и маршрут, предусматривает проведение активного отдыха (выполнение основных движений, игр), подготавливает необходимый инвентарь (мячи, скакалки и др.). Выбор маршрута и скорость передвижения группы зависят от физической подготовленности детей. Важно также определить, в какой одежде и обуви детям более целесообразно отправляться на эту прогулку.

Во время передвижения по маршруту дети могут идти свободно, стайкой, потому что ходьба в парах сковывает свободу передвижения и вызывает негативные эмоции. Построение в пары оправданно только при переходе дороги, по которой двигается транспорт, и в то время, когда группа идет по пешеходному тротуару.

В любое время года следует интересно и многообразно использовать рельеф местности и естественные условия для выполнения движений. В лесу или парке детям предлагают ходьбу и бег между деревьями, переступание через ветви, пеньки, канавку; подлезание под низко опущенные ветви деревьев или кустарников; прыжки в глубину с пеньков, подпрыгивание с доставанием ветвей деревьев, кустов; метание шишек, каштанов в цель (дерево, пенек) или на дальность.

На лугу: ходьба и бег по траве с высоким поднятием бедра; перепрыгивание через кочки или невысокие кустики; ходьба босиком по траве и др.

На берегу водоема (река, озеро, море): ходьба и бег по песку, гальке; ходьба, ступая «след в след», метание камней в воду, прыжки в длину и высоту с места на песке.

Во всех возрастных группах следует проводить подвижные игры и игровые задания. В старших группах оправдывает себя проведение игр, которые объединены единым сюжетом: «Охотники», «Путешественники», «Следопыты» и др.

Зимой прогулки для старших дошкольников планируются с использованием лыж и санок. Дети могут идти пешком к месту, где есть горы, из которых они могут кататься и играться в подвижные игры.

Регулярное проведение пешеходных переходов позволяет значительно повысить двигательный режим дошкольников в этот день, улучшить двигательную подготовленность и дает детям эстетичное удовольствие от общения с природой.

Каникулы. Два раза в год (в начале января и в конце марта) проводятся каникулы длительностью в одну неделю. Они имеют целью обеспечить активный отдых детям, способствовать их оздоровлению и укреплению организма в единстве с эмоционально-позитивным состоянием психики дошкольников. Во время каникул отменяются занятия, связанные с умственной деятельностью детей. Наряду с этим широко применяются все организационные формы физического воспитания (утренняя гимнастика, ежедневные занятия физической культурой и др.) и значительно увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.

Зимой, во время прогулок в тех регионах, где есть снег, дети катаются на санках, лыжах, коньках. Весной проводятся подвижные игры, упражнения и игры спортивного характера. При благоприятной погоде можно провести пешеходный переход за пределы детского садика. Организация оздоровительной физкультурно-массовой работы во время каникул требует от воспитателя продумать и спланировать на этот период все основные формы физического воспитания детей своей группы.

Каждый день каникул должен проходить интересно. С этой целью нужно совершенствовать формы и методы оздоровительной работы на протяжении дня. Воспитатель может спланировать «День игр» или «День здоровья». Например, в «День игр» осуществляется комплексная форма игровой деятельности детей. Подбираются многообразные по направленности, заданиям и формой подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Для детей старших групп интересно проведение «Дня туриста». В этот день сразу же после завтрака дети идут в поход за пределы детского сада или принимают участие в интересной экскурсии.

Эффективное проведение каникул зависит от четкого планирования работы по физическому воспитанию во время каникул и творческого подхода воспитателя к содержанию физкультурно-оздоровительных мероприятий для каждого дня.

Задание по физической культуре домой. Задание по физической культуре для выполнения в домашних условиях определяются воспитателем исходя из требований создать оптимальный двигательный режим для ребенка дома. К этим заданиям относят: обязательное выполнение утренней гимнастики, особенно в выходные и праздничные дни; выполнение физических упражнений под контролем родителей и вместе с ними во время прогулок.

Для реализации общих задач по физическому воспитанию в детском саду и семье воспитатель проводит групповые консультации для родителей, во время которых можно разучить с ними комплексы утренней гимнастики, показать и рассказать об обучении детей ходьбе на лыжах, катанию на коньках, велосипеде во время совместных прогулок.

Регулярное выполнение домашних заданий по физической культуре дает возможность сформировать у детей стойкую потребность к ежедневному выполнению физических упражнений в их повседневной жизни.

Планирование и учет работы по физическому воспитанию

в дошкольном учреждении

Основные требования к планированию учебного материала по физической культуре

Планирование и учет работы - непременное условие высокой эффективности процесса физического воспитания в дошкольном учреждении.

Планирование помогает воспитателю четко определить перспективу работы, сформировать общие и конкретные учебно-воспитательные задачи, дает целеустремленное направление всей работе по физическому воспитанию в соответствии с возрастом детей, материальной базой, климатических и других условий дошкольного заведения.

В дошкольном учреждении планируются: задачи, средства, организация и методы учебно-воспитательной работы по физической культуре. Основой для планирования является программный материал для каждой возрастной группы. Осуществляется оно в определенной последовательности. Сначала воспитатель основательно изучает программу по физической культуре и основные задачи физического воспитания детей своей группы. Распределяя учебный материал на месяц или квартал, обязательно учитывают условия, в которых будут проводиться занятия (климатические, наличие соответствующего инвентаря и оборудования и тому подобное).

После этого материал, предусмотренный программой, распределяется по системам занятий. Понятие «система занятий» раскрывается, как ряд последовательных занятий, которые обеспечивают усвоение единства решения учебно-воспитательных задач на данный период обучения. Система занятий при этом не является чередованием разных типов занятий, а правильным осуществлением процесса обучения физическим упражнениям, исходя из реализации принципов дидактики. При распределении средств физического воспитания (общеразвивающие упражнения, основные движения, упражнения спортивного характера, подвижные игры) по системам занятий преимущество предоставляется тем из них, которые имеют лучший оздоровительный эффект и разностороннее влияние на детей.

Заключительный этап планирования - составление оперативного плана на один-два дня, в который входит план-конспект занятия по физической культуре с определением конкретных учебно-воспитательных задач, а также перечень подвижных игр и упражнений, которые планируются воспитателем для проведения с детьми во время прогулок.

Со второй младшей группы проводится День здоровья . «День здоровья» – неотъемлемая часть оздоровительной программы в дошкольном учреждении.

Цель проведения Дня здоровья - профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка.

В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, весело общаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.

Одной из основных задач данного мероприятия является привлечение родителей к участию в совместных с детьми праздниках. Только благодаря личному участию они могут понаблюдать за своим ребенком в коллективе, оценить уровень его физической подготовки. Веселая и задорная атмосфера таких дней передается не только воспитанникам, но и взрослым, что способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.

День здоровья в детском саду – это не просто часть воспитательной работы, день здоровья в детском саду – это еще и праздник для малышей.

Успешность организации "Дня здоровья" во многом зависит от того, насколько подробно составлены план его проведения и программа.

Программа проведения «Дня здоровья» под девизом «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим».

В течение дня с детьми проводятся беседы, интересные фикультминутки, занятия в игровой форме,: «Уши, носик и глаза помогают нам всегда»(младшая гр.), «Советы Неболейки»(средняя гр.), «Что такое здоровье» (старшая гр.), «Здоровье- волшебная страна»(подготовительная гр). Работа в литературном уголке: чтение художественной литературы; заучивание пословиц, поговорок о здоровье; рассматривание иллюстраций, фотографий, картин о здоровье.

Проведение на свежем воздухе спортивно – развлекательного досуга «Мы здоровью скажем «Да»!», который начинается с речёвки:

«Чтоб расти и закаляться,

Не по дням, а по часам

Физкультурой же, конечно,

Заниматься нужно нам.

Мы уже сильней сегодня,

Мы сильнее чем вчера,

На весёлый день здоровья,

Приглашаем вас друзья!»

В течение дня дети побывают в гостях у Матрёшки (катание на каруселях, игры на русских народных инструментах); у Незнайки (разгадывание загадок о видах спорта, состязание в ловкости и смекалке); у Петрушки (участие в весёлых эстафетах); у Доктора Айболита (учатся оказанию первой медицинской помощи).

В сценарий включены не только упражнения соревновательного характера, но и концертные, ритмические номера, песни о спорте, народные хороводные песни, стихи, загадки. В конце досуга Матрёшка, Незнайка, Петрушка, Доктор Айболит дарят каждой группе дидактическое лото о спорте.

В подготовке и приобретении подарков, а также в оформлении выставки фотографий и детских рисунков на тему: «Мы здоровью скажем «ДА» активное участие принимают родители. Для родителей оформлен «Уголок здоровья», выпуск странички валеологической газеты, консультации и бюллетени: «Здоровье детей – главная забота родителей»; «Эмоциональное здоровье дошкольников»; «Как правильно организовать физические упражнения дома».

Такие мероприятия, безусловно, дают заметные результаты:

Установление контактов воспитанников с детьми из других групп и со взрослыми;

Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;

Приобщение детей к здоровому образу жизни посредством развития физических качеств и навыков;

Активизация интереса родителей к физкультуре;

Улучшение состояния здоровья воспитанников ДОУ

Каникулы, так же как и День здоровья, направлены на охрану нервной системы, оздоровление организма ребенка и т.д.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ КАНИКУЛ В ДЕТСКОМ САДУ.

Каникулы в детском саду проводятся, начиная со средней группы, в течение последней недели декабря и первой недели января; последней недели марта и летние каникулы. По времени они совпадают с традиционными зимними и весенними каникулами в школе. В это время снижается посещаемость.

Организация каникулярного отдыха в детском саду имеет свою специфику и определяется задачами воспитания в дошкольном учреждении.

Подготовка к каникулам .

Организация каникул требует тщательной подготовки педагога, продуманности и творческой атмосферы.

Для того чтобы отдых в каникулы был эффективен для ребёнка, необходимо заблаговременно подготовиться к их проведению. Подготовительную работу следует начинать заблаговременно. Воспитатель заранее составляет примерный план педагогических мероприятий на каждый день каникулярной недели . При этом важно сочетать разные виды деятельности . Например, если в первую половину дня проводился физкультурный досуг , содержание которого характеризуется большим эмоциональным напряжением, то во 2-ю половину дня, а также до и после его проведения детям следует предложить игры и занятия, содержащие меньшую физическую и эмоциональную нагрузку (изготовление поделок, рассматривание иллюстраций и др.)

С таких же позиций надо подходить и при недельном планировании каникулярного отдыха . Разумеется, разработка плана, а также его реализация не должны носить строго регламентированный характер. При необходимости в план могут вноситься различные изменения и дополнения, которые зависят от ряда условий: состояния погоды, настроения и самочувствия детей, подготовленности воспитателя и многого другого, что иногда бывает трудно предвидеть заранее. Однако изменения должны быть педагогически целесообразными.

Естественно, планирование зимних и весенних каникул определяется различиями, связанными с сезонными погодными условиями. Так, в зимние каникулы в основном планируются зимние виды спортивных игр и упражнений (катание на санках, коньках, лыжах, игра в хоккей, метание снежков, постройки из снега), прогулки на площадь к нарядной ёлке и т.д. Весной катание на самокатах, велосипедах, игры с мячами и прыгалками и др.

При организации каникул в детском саду, важное значение имеет работа с родителями. Заблаговременно на одном из родительских собраний или заседаний родительского комитета, воспитатель должен рассказать родителям о цели каникул и их значении, о содержании педагогической работы. Вместе с родителями можно обсудить некоторые мероприятия (посещение музея, кинотеатра, пешеходные или лыжные прогулки и др.), выслушать их советы, предложения. Пригласить родителей участвовать в совместных походах, экскурсиях.

Во время каникул снимаются традиционные учебные занятия, за исключением музыкальных и физкультурных, но и они обогащаются игровым материалом и проводятся в разнообразных интересных формах . Например, ознакомление с окружающим может быть включено в организацию прогулок за пределы участка, в дидактические и подвижные игры. За счёт снятых занятий в течение дня увеличивается время пребывания детей на воздухе. Несмотря на то, что каникулярное время является свободным от прямого обучения, оно не должно быть свободным от разумных, педагогически целесообразных воспитательных воздействий со стороны взрослого, которые осуществляются в процессе как организованной, так и самостоятельной деятельности дошкольников.

Особое внимание уделяется рациональной организации ежедневной двигательной активности дошкольников. Этому способствует ежедневное проведение разных видов физических упражнений, подвижных и спортивных игр (большей частью во время дневной и вечерней прогулок) Один-два раза в неделю целесообразно проводить физкультурные досуги, пешеходные прогулки и экскурсии. Пешеходные прогулки, наряду с другими формами работы по физическому воспитанию, обеспечивают достаточную физическую нагрузку одновременно для всех детей, повышают тренированность, закалённость детского организма. Пешеходные прогулки можно использовать вместо физкультурных занятий (например, на лыжах).

Желательно продумать разнообразную и интересную организацию физкультурных занятий , обогатить их сюжетно-игровым содержанием («весёлые старты», «лыжники», «прогулка в парк», «разведчики» и т.п.) Это повышает интерес к занятиям физической культурой, доставляет детям радость.

Учитывая важную роль положительных эмоций, большое внимание следует уделить всевозможным забавам и развлечениям

Например, в содержание мероприятий для детей средней группы следует включать групповые подвижные игры с участием воспитателя. Со старшими дошкольниками целесообразно проводить физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера и т.д.

Во время каникул проводятся туристские прогулки; желательно вывезти детей на всю неделю за город, где организуется катание на лыжах. Игры на природе обеспечивают ребенку режим, близкий к санаторному.

29. Простейший туризм. (Значение, виды простейшего туризма; подготовка к проведению туристических походов; место в режиме дня и продолжительность мини-походов; регулирование двигательной активности; методика проведения туристических прогулок; категории сотрудников ДОУ, участвующие в организации и проведении похода).

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу, предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Одним из таких подходов является применение элементарных средств туризма в работе с дошкольниками.

ЗНАЧЕНИЕ. ВИДЫ ПРОСТЕЙШЕГО ТУРИЗМА

Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского сада представляют собой простейший вид детского туризма. Это интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определенной целью.

Экскурсии и прогулки за пределы детского сада способствуют реализации познавательных задач. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности, решительности, смелости, общей выносливости, укреплению дружеских взаимоотношений.

В содержание прогулок включаются подвижные игры с использованием различных игрушек и мелких физкультурных пособий, а также подвижные игры с правилами, которые можно проводить с ребенком 3-4 лет. В зимнее время пешеходные и лыжные прогулки, катание на коньках. Такие прогулки содействуют выработке стойкости, выносливости, повышению сопротивляемости организма, уравновешиванию деятельности нервной системы, созданию у детей бодрого и весёлого настроения.

Прогулки и экскурсии осуществляются регулярно , начиная с первой младшей группы с учетом возрастных особенностей и возможностей ребенка данной группы, состояния его здоровья, индивидуальных показателей и рекомендаций врача.

К проведению прогулок воспитатель тщательно готовится, планирует их в календарном плане.

Наиболее благоприятным сезоном для проведения прогулок является лето .

Воспитатель перед прогулками и экскурсиями тщательно изучает район, дорогу, по которой пройдет прогулка: в городе - Парк, сквер, сад; на даче - ближайший лес, луг, поляну, реку, озеро и т.д.

Определяется дальность маршрута и место отдыха.

Прогулки и экскурсии позволяют познакомить ребенка с общественными учреждениями, например дворцом детского творчества, оздоровительным лагерем, стадионом, физкультурными площадками и т.д.

В 5-7 лет ребенок уже обладает довольно большим двигательным опытом, самостоятельностью, организованностью, что позволяет проводить туристские прогулки .

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребёнку при отсутствии у него серьёзных патологий.

Задачи туризма в ДОУ :

1.формировать навыки самостоятельной умственной и практической деятельности, направленной на достижение определённой цели.

2. развивать равновесие в выполнении разнообразных упражнений на полосе препятствий.

3. совершенствовать выносливость, ловкость, координацию движений.

4. воспитывать смелость, выдержку, интерес к занятию туризмом.

Для достижения оздоровительно-воспитательного эффекта рекомендуется система работы по организации круглогодичных туристских прогулок, которые предусматривают планомерную их подготовку, регулярное проведение и подведение итогов. Овладение ребенком определенным объемом знаний, формирование важнейших личностных качеств во многом происходят именно во время этого неформального воспитательного мероприятия.

Туристские прогулки может проводить как специалист по физической культуре , так и воспитатель . Наилучший результат достигается при усилии всех сотрудников дошкольного образовательного учреждения, особенно воспитателя и специалиста по физической культуре.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКИХ ПРОГУЛОК

Работа по организации туристских прогулок на протяжении всего года входит в план воспитательно-образовательной работы с ребенком. Педагогические исследования показали целесообразность планирования работы по данному разделу в соответствии с циклическим принципом. Это позволяет установить тесную связь с различными видами деятельности ребенка, обеспечивает преемственность в содержании, формах и методах работы дошкольного образовательного учреждения и школы. В соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы.

Каждый цикл - неразрывное единство трех взаимосвязанных частей : подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок.

Целью подготовительного этапа является создание психологической и двигательной готовности детей к новому виду деятельности.

На этом этапе задается общая эмоциональная направленность. Затем перед детьми ставится цель предстоящей деятельности, уточняются и расширяются знания ребенка, формируются необходимые навыки.

Чтобы заинтересовать детей, проводятся тематические беседы или педагог читает им художественную литературу, показывает слайды и туристское снаряжение, что помогает формировать у детей яркие образные представления, активизирует их воображение и память, побуждает к поиску новых знаний и желанию овладеть туристскими умениями.

Важное место на подготовительном этапе отводится организации сюжетно-ролевой игры, в которой ребенка ненавязчиво учат укладке рюкзака, поведению в лесу, способам ориентировки на местности.

На этапе подготовки педагог организует практическую продуктивную деятельность. Она связана с изготовлением эмблем, значков для участников похода, подготовкой и оформлением группового и личного снаряжения (ремонт палатки, подготовка колышков для палатки и т.д.). Важную роль в этом играют развивающие игры и упражнения, подвижные игры, сюжетные физкультурные занятия и т.д.

При проведении туристских прогулок у ребенка значительно расширяется словарь по туристической тематике.

Для детей 5-6 лет вводится следующая лексика:

слова-предметы: турист, палатка, котелок, спальный мешок, компас;

слова-определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыжный, водный туризм;

слова-действия: поход, привал, сбор, преодоление.

Для детей 6-7 лет :

слова-предметы: руководитель группы, штурман, маршрут, карта, снаряжение, бивак;

слова-определения: горный, конный, автомобильный туризм;

слова-действия: страховать, ориентироваться, сигналить;

словосочетания: туристский слет, полоса препятствий.

В формировании словаря ребенка огромную роль играет использование педагогом соответствующих понятий как во время предварительной работы, так и при проведении туристских прогулок.

Важная роль в подготовке к походам отводится предварительной двигательной тренировке ребенка. В основном уделяется внимание индивидуальной физической подготовленности ребенка, а также специальным упражнениям для укрепления свода стопы, овладения техникой передвижения на велосипеде, лыжах и т.д.

Они могут быть направлены на пропаганду значимости физической культуры и спорта. К этим прогулкам привлекаются родители. Они могут проходить под девизом «Туризм - лучший отдых», «Туризм - путь к здоровью» и т.д.

Организуются туристские прогулки к местам боевой и трудовой славы, на животноводческую ферму, на сельскохозяйственные работы и т.д. Задачи таких походов - воспитать уважение к труду взрослых, бережное отношение к памятникам, обелискам, развить нравственно-патриотические чувства.

Туристские походы носят также краеведческий характер, их целью является расширение кругозора и закрепление знаний детей о родном крае, воспитание бережного отношения к природе.

Несмотря на разнообразное содержание туристских прогулок, при всех вариантах их проведения необходимо правильно сочетать познавательную и двигательную активность, воспитывать волевые качества в преодолении трудностей, вырабатывать выдержку, настойчивость, выносливость, добрые взаимоотношения, взаимопомощь и взаимовыручку.

На протяжении похода педагог должен стремиться поддерживать у ребенка хорошее, жизнерадостное настроение, веру в себя, умение приспособиться к новым, не всегда благоприятным условиям.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТУРИСТСКИХ ПРОГУЛОК

Педагог заранее определяет маршрут похода, способы передвижения. Маршрут должен быть с наименьшими переходами автомобильных дорог, с удобными для привала местами, с которыми воспитатель заранее хорошо ознакомился. Программный материал подбирается в соответствии с оздоровительными и познавательными задачами.

Туристические прогулки представляют собой один из важнейших организованных двигательной деятельности. Они могут включать следующие составляющие:

Переход к месту отдыха с преодолением разных естественных препятствий;

Наблюдение в природе и сбор природного:материала;

Беседа о лесе;

Выполнение имитационных движений;

Комплекс игр и физических упражнений, в том числе на полосе препятствий;

Самостоятельные игры (на привале).

В зависимости от времени года и погодных условий воспитатель совместно с родителями обеспечивает ребенка одеждой. Это могут быть спортивные костюмы, штормовки на случай дождя, кеды или утепленные ботинки, удобные для передвижения. Взрослые и дети готовят снаряжение: посуду, топорики, рогульки, аптечку с набором медикаментов, палатку или полиэтиленовую пленку.

Личное снаряжение ребенка включает: рюкзак, сухой паек, кружку, фляжку, коврик, салфетки для рук.

Перед выходом педагог напоминает детям общие правила поведения во время похода: всем детям необходимо проявлять заботу о впереди и сзади идущих товарищах, быть внимательными, соблюдать осторожность и организованность, не рвать и не есть незнакомые ягоды, не ломать веток, не оставлять после себя мусор, остатки пищи и т.д.

Туристические прогулки с детьми старшего дошкольного возраста можно проводить: на расстояния 1,5 - 4 км., длительностью 1-3 часа.

Привалы на месте назначения могут быть от 30 мин до 2 ч.

По возвращении подводится итог похода.

Детский туризм зарекомендовал себя, как эффективная форма активного отдыха, которая позволяет при минимальных затратах времени, увеличить резервы здоровья, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, туризма.

30. Формы работы детского сада с родителями по физическому воспитанию. Значение взаимодействия ДОУ с семьей; формы взаимодействия: коллективные (собрания, консультации, занятия-практикумы, «День открытых дверей», совместные физкультурные праздники, туристические походы), индивидуальные (беседы, консультации, посещение семей на дому, домашние задания, анкетирование) и смешанные (родительский уголок, папки-передвижки, дежурство по группе).

Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских учреждениях. Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей.

В детских садах воспитанием детей занимаются педагоги-специалисты, которые работают по Программе, в специально созданных условиях. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности.

Поэтому «Программа воспитания в детском саду» предусматривает не только непосредственную воспитательно-образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями.

Одним из главных условий всестороннего формирования личности является обеспечение нормального физического развития. Родители должны знать, что нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка, развить его силу и выносливость, физические способности, повысить сопротивляемость его организма болезням.

С этой целью организуются различные формы сотрудничества детского сада и семьи, представленные на рисунке.

Ольга Богданова
Активный отдых детей в детском саду

В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, к его знаниям и способностям. На организм человека постоянно усиливается влияние разнообразных отрицательных факторов окружающей среды, которые приводят к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического потенциала.

Забота о здоровье человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения здоровье – это не просто отсутствие болезней и физических дефектов, это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Сегодня модным стало слово «гиподинамия» . Многие понимают его упрощенно - как недостаток в движении.

Исследования свидетельствуют о том , что современные дети в большинстве своем испытывают «Двигательный дефицит» , то есть количество движений ниже возрастной нормы. Не секрет, что большую часть времени проводят в статичном положении (за компьютером, за столом или у телевизора) . Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития быстроты, плоскостопия, силы и гибкости.

На протяжении многих лет физическое воспитание рассматривается как единая система мероприятий, направленная на то, чтобы научить детей управлять своим телом, помочь ему овладеть такими важными движениями как : бег, ходьба, прыжки и т. д.

Аристотель сказал : Движение- это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое воздействие.

Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Двигательная активность является важнейшим компонентом организации и поведении дошкольников. Она зависит от организации физического воспитания детей , от уровня их двигательной подготовленности, от условий социальной жизни и от индивидуальных особенностей телосложения, от функциональных возможностей растущего организма.

В нашем детском саду проводится систематическая работа по обеспечению полноценного активного отдыха воспитанников , охране и укреплению их здоровья, профилактике заболеваний , формированию здорового образа жизни. Существуют различные организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы. Особое место занимает активный отдых , важным условием чего является эмоциональный фон, интересные действия в спортивных играх и упражнениях рождают положительные эмоции, бодрое жизнерадостное настроение. Ребенок дошкольного возраста – это человек с постоянной потребностью в движении и эту особенность детского организма нужно поддерживать и развивать. Поэтому главной задачей для меня является Активный отдых :

Спортивные досуги;

повышают интерес к занятиям, закрепляют двигательные качества, такие как : ловкость и быстрота, оказывает благотворное воздействие на организм детей . Спортивные досуги различные по организации и по содержанию. Спортивный досуг насыщен действиями, проходит без пауз, лишней траты времени, проводится один раз в месяц в каждой группе не более 20-50 минут в зависимости от возраста детей .

Физкультурные праздники;

способствуют приобщению к физической культуре и спорту, воспитывают чувство дружелюбия, коллективизм, дисциплинированность. Проводятся, начиная со средней группы. Во время физкультурного праздника дети принимают заинтересованное участие в разнообразной двигательной деятельности – упражнениях, подвижных и спортивных играх эстафетах, танцах и аттракционах. Действуют с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования. Проявляют самостоятельность и инициативу, способствуют активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Физкультурные праздники снимают у детей перенапряжение и вместе с тем обеспечивают нужную физическую нагрузку и эмоциональный подъем. К празднику дети готовятся заранее : разучивают песни и стихи, готовят девиз и название команды. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения. У них воспитывается стремление не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. Малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость и гибкость.

Обычно физкультурные праздники проходят весело, дружно, на повышенном, эмоциональном настрое.

Каникулы;

веселое время. В нашем детском саду проводятся два раза в год (в январе и в мае) продолжительностью одну неделю. Во время каникул учебные занятия, связанные с умственной деятельностью, отменяются. Создаются условия для ежедневной, самостоятельной двигательной деятельности детей и физкультурные мероприятия, где детей ожидают сюрпризы сказочных героев, чтобы дети почувствовали, что каникулы - это праздник, радость и веселье. В физкультурных праздниках принимают участие родители, братья и сестры наших воспитанников. Положительный пример взрослых служит повышению родительского авторитета. Такая форма активного отдыха содействует улучшению физкультурно - массовой работы среди детей и взрослых .

Дни здоровья;

способствует формированию и развитию у детей необходимых представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни, формирующий атмосферу дружбы, доверия, взаимовыручки, желания помочь друг другу. Это не просто часть воспитательной работы, это еще и праздник. В нашем детском саду стало традицией проводить День здоровья последнего числа каждого месяца. В этот день отменяются все учебные занятия во всех возрастных группах, режим дня насыщается активной деятельностью детей . Через развлечения, игровые упражнения и соревнования я помогаю детям познавать себя, равномерно распределять свои силы и возможности при любой нагрузки. В День здоровья я стараюсь, чтобы каждый ребенок из спортивного зала ушел в веселом настроении и с полученными знаниями.

Спортивные игры;

направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей , удовлетворении их потребности в движении. Спортивные игры способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Основной целью является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Спортивные игры представляют собой наибольшее воспитательное значение, требуют самого обширного участия всех духовных и телесных сил. Здесь соединяется задуманный план, быстрота решения. Осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели.

Пешие и лыжные походы.

– это эффективное средство всестороннего развития личности ребенка. Эта форма активного отдыха является той ступенькой, на которой дети приобретают первоначальные знания об окружающем мире. Походы планируются заранее и предусматриваются за пределы детского сада . Дети очень любят походы и могут пройти достаточно большое расстояние. Основными задачами является – развитие навыков самоорганизации, дисциплинированности, воспитание чувства товарищества и взаимовыручки, Они создают благоприятные условия для оздоровления детей , познания нового, воспитания любви к природе, дают заряд бодрости, оптимизма и хорошего настроения, формируют чувство взаимопомощи, коллективизма, ответственности, способствуют воспитанию патриотических чувств детей . От походов как от пеших, так и от лыжных все дети получают положительные эмоции и яркие впечатления. Именно в походах дети узнают много новой и полезной информации по безопасному поведению в лесу, любуются красотами родной природы, расширяют кругозор.

При организации активного отдыха я учитываю климатические условия, особенности сезона, природные факторы. Положительные результаты достигаются при условии тесного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активного включиться в их подготовку.

Активность в движении – необходимое условие нормативного роста и развития организма детей .

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3 Физкультурный праздник

4 Дни здоровья, каникулы

4.1 Методика проведения дня здоровья, каникулы, в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Заключение

Список использованных источников

Введение

«Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными - задачи каждого дошкольного учреждения.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- смекалку, третьи- воображение и творчество, но объединяет их общее- воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника- это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.

Сложившаяся социально- экономическая обстановка в стране изменила отношений к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья. В то же время отсутствие эмоционально- психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступными двигательными умениям.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Физкультурный досуг нацелен не на оттачивании техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.

1 Формы организации активного отдыха

Работа по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно- образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Существуют разные формы организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают:

Физкультурный досуг;

Физкультурные праздники;

Дни здоровья, каникулы.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности, сезона, природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активного включиться в их подготовку .

2 Физкультурный досуг в детском саду

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится с несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие можно организовать 1-2 раза в месяц, длительность по 30-50 минут.

При проведении досуга необходимо участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.

Физкультурные досуги могут быть различные по содержанию и организации.

2.1 Методика проведения физкультурного досуга в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Первая младшая группа

Физкультурные развлечения проводятся 1-2 раза в месяц, как правило, во второй половине дня. Дети привлекаются к совместным действиям в подвижных играх, выполняют физические упражнения с предметами, эмоционально откликаются на яркие впечатления. Вместе со старшими детьми они принимают участия в народных праздниках, выполняют двигательные действия в играх с взрослыми. Необходимо при этом побуждать каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Важно, чтобы совместная деятельность способствовала удовлетворению потребностью ребёнка в движениях, доставляла ему радость, удовольствие.

Вторая младшая группа

Физкультурный досуг проводиться во второй половине дня 2-3 раза в месяц в течение 20 минут. Содержанием его являются физические упражнения, которые имеют форму игр, забав и развлечений. Задача воспитателя привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях. При подборе содержания досуга лучше использовать занимательный сюжет «Поездка в лес», «У нас в гостях», «Петрушка».

Основное время досуга должно быть заполнено движениями. Предусматривается в основном фронтальная работа с детьми, но при этом обеспечивается смена мышечной и эмоциональной нагрузки.

Средняя группа

Физкультурный досуг проводится 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Длительность его 20-30 минут. В «каникулы», а также в летнее время досуги могут проводиться и в первой половине дня после завтрака. Важно приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, побуждая каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Физкультурный досуг является как бы итогом работы за прошедший месяц.

С особо одаренными в двигательном отношении детьми разучивается спортивный танец и используется на досугах, праздниках и утренниках. Спортивный танец представляет собой комплексное использование упражнений ритмической гимнастики, которые чередуются с простейшими элементами акробатики. Длительность 2 - 2,5 минут.

Старшая группа

В старшем возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Этому может способствовать привлечение к участию в подготовке физкультурного досуга: дети оформляют спортивную площадку, посыпают песком дорожки, прокладывают лыжню, строят снежную горку, вал, лабиринт, расчищают каток, изготавливают цветные льдинки.

Требование ко времени физкультурного досуга такие же, как и в средней группе, длительность – 30 минут.

Содержание физкультурного досуга будет зависеть от выбора тематики, поставленных задач и условий его проведения.

3 Физкультурный праздник

Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей.

Физкультурные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально- ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения: малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость и гибкость.

На физкультурные праздники приглашаются школьники – бывшие воспитанники дошкольного учреждения, родители, сестры, братья.

Праздники проводятся, начиная со средней группы, 2 – 3 раза в год и один на воде (в бассейне), длительность физкультурного праздника 1 – 1 час 20 минут. В мероприятиях могут участвовать и дети из соседнего дошкольного учреждения. Темы праздников могут быть самыми разнообразные: «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка – зима», «Праздник Нептуна» и так далее.

Физкультурные праздники могут быть организованы не только на участке дошкольного учреждения, но и в близлежащем парке, лесу, на стадионе. От места проведения во многом зависят тематика и организация. При планировании и подготовке праздника необходимо:

Обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;

Подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;

Выделить ответственных за подготовку и проведение праздника (желательно участие заведующей, методиста, воспитателей групп, воспитателя по физической культуре, родителей, представителей микрорайона);

Определить количество участников каждой возрастной группы детского сада, а также приглашенных гостей;

Обозначить порядок подведения итогов конкурса и соревнований, поощрение участников праздника.

Успешность проведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа.

При любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:

Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается праздников с элементами состояний, организуемых по инициативе спортивных организаций;

Недопустимо отбор участников – детей, дающих только лучшие результаты. Желательно, чтобы участвовали все дети;

При подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию. Не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок, отдельных заданий – выступлений, особенно игр соревновательного характера;

Необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учетом уровня развития двигательной активности и физической подготовленности детей).

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

3.1 Методика проведения физкультурных праздников в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Вторая младшая группа

Физкультурный праздник чаще всего дети младшего возраста приглашаются к более старшим, однако он может устаиваться и для воспитанников 2- ой младшей группы.

Необходимо в начале года спланировать физкультурный праздник, наметить его тематику. Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона года и конкретных условий, в которых проводится. В зимнее время необходимо использовать упражнения, характерные для зимних условий – катание на санках, игры на снегу, в летнее время возможно включение упражнений, требующих большого пространства – игры с бегом, прыжками, метанием, упражнения в равновесии в разных условиях.

Задачи физкультурного праздника - привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных действиях, обогатить их яркими впечатлениями, доставить радость от ощущения свободы и красоты движений в играх, забавах, танцах и хороводах.

Средняя группа

Физкультурный праздник, как правило, воспитанники средних групп привлекаются к участию в праздниках, организуемых для старших дошкольников.

Однако не меньше 2 раз в год – зимой и летом – организуются для этих детей самостоятельные физкультурные праздники. Длятся они в пределах 50 минут.

В программе праздника планируются знакомые веселые игры и упражнения (аттракционы, хороводы), в которых принимают участия вся группа, а также танцевальные выступления детей и выступления – экспромты (бег вдвоем в одном обруче, прыжки через снежный вал). Созданию хорошего праздничного настроения включение в содержание праздника «сюрпризного» момента – неожиданное появление Зимы, Снегурочки, Красной Шапочки. Важно создать на празднике общее радостное настроение, вызвать у детей желание участвовать в будущих праздниках.

Старшая группа

Физкультурный праздник проводится 2 – 3 раза в год. Длительность составляет 60 минут. Целью праздника в старшем дошкольном возрасте является активное участие всего коллектива группы, посредствам чего выявляются двигательная подготовленность детей, умения проявить физические качества в необходимых условиях.

В программу праздника включаются физические упражнения, игры с элементами спорта, подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. На праздниках к детям приглашаются школьники, спортсмены, активными его участниками являются родители.

Содержание праздника разнообразят спортивные танцы детей. Спортивный танец разучивается с группой детей, проявивших себя в гимнастике и акробатике. Продолжительность его 3 минуты. Основное содержание составляют упражнения комплекса ритмической гимнастики и элементов акробатики. Танец усложняется в этой группе выступлением наиболее одаренных детей в виде соло, дуэта, трио на фоне танцевальных действий остальных участников танца.

Проведение праздников возможно в разные сезоны года. С учетом этого они могут проводить в разнообразных природных условиях местности (в парке, в лесу, на лугу, берегу реки). Своеобразно содержание физкультурного праздника на воде – в бассейне, на берегу реки. В ходе его дети показывают свои умения в выполнении подготовленных к плаванию упражнений (скольжение), плавание с поддерживающими предметами и без них. При этом широко включаются разнообразные игры, аттракционы в воде и у воды.

4 Дни здоровья, каникулы

Дни здоровья и каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух.

День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.

Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.

4.1 Методика проведения дня здоровья, каникул в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Вторая младшая группа

День здоровья проводится не реже одного раза в квартал. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей, в связи с чем отменяются все занятия. В теплое время года желательно, чтобы дети максимально находились на открытом воздухе, в течении дня, в холодное время года – пребывание детей на воздухе по возможности увеличивается.

Средняя группа

День здоровья – день отдыха, развлечений и игр. Проводится один раз в квартал.

В этот день отменяются все учебные занятия, включая и физкультурные. Содержание Дня здоровья составляют подвижные игры, спортивные упражнения, прогулки за пределы участка детского сада, физкультурные досуги.

Старшая группа

День здоровья проводиться один раз в квартал. Содержанием его являются подвижные игры, спортивные упражнения и игры, спортивные развлечения, игры – эстафеты, пешеходные и лыжные прогулки, простейший туризм. Очень важно развить у детей интерес к организации по собственному желанию подвижных игр и простейших соревнований со своими сверстниками.

Каникулы

Проводятся в течение первой недели января и последней недели марта.

Заключение

Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

При проведении спортивных праздников досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как «быстрее, скорее, поторопись» или «живее, не туда, выше», так как дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.

Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателей, тесный контакт с медицинским персоналом и семьёй.

Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня дошкольного учреждения ежедневно предусматривалась двигательная активность детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: осуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования и аттракционы в дошкольных учреждениях и на договорных площадках.

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, уклада жизни семьи. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно – образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка, с использованием разнообразных играх и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интерес.

Список используемых источников

1. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения. – М.: АРКТИ, 2000. С. 3 -4

2. Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198 – 199

3. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с

4. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольников. – Мн.: Ураджай, 2000. 275 с

5. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! – Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с

6. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду.- М.: АРКТИ, 2000. 90 с

7. Шумилова В.А. Спортивно – развлекательные праздники в детском саду. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с

8. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М.: 1973. 196с

9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 1987. 197 с

10. Мащенко М. В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Мн.: НМ Центр, 1998. 136 с