Поделки из бросового материала своими руками пошагово. Бросовый материал - это что такое? Определение

Как говорить правильно и без стеснения Полито Рейналдо

Как произнести импровизированную речь

Импровизированное выступление не подразумевает, что вы берете слова ниоткуда. Тот, кто считает, что достаточно встать перед группой людей и использовать это обстоятельство в качестве источника вдохновения, позволяющего сказать то, что он хочет, является недалеким или безответственным человеком. Такая наивная установка может повредить вашему имиджу и репутации.

В отличие от того, что думает большинство людей, импровизированное выступление означает, что вы говорите на какую-либо тему без тщательного предварительного планирования. Например, вы присутствуете на конференции, вы расслабились, слегка утратили интерес, и вдруг неожиданно во время дебатов у кого-то возникает блестящая идея пригласить вас пройти на сцену и без подготовки высказаться по обсуждаемой проблеме. А бывает и так, что под влиянием момента, в свете фактов, связанных с проводимым мероприятием, вы решаете проявить инициативу и прочитать доклад. В любом случае вы знаете предмет – у вас просто нет плана выступления. Это и есть импровизированная часть, потому что когда вы будете говорить, вам придется составить последовательный план своего выступления в режиме реального времени.

Бывают также ситуации, когда импровизация, хотя и имеющая такое название, на самом деле таковой не является. Мы часто читаем в газетах, что президент или губернатор штата выступил с импровизированной речью на неком мероприятии. Однако всем очевидно, что, учитывая релевантность подобных выступлений, речи были заранее тщательно спланированы. Ее просто не читали.

Здесь я не буду рассказывать о подобных «импровизациях»; я хотел бы поговорить о действительно непредвиденных выступлениях, которые люди и называют импровизированными.

Аудитория воспринимает различные части речи как единое целое

В каждом выступлении есть по меньшей мере две части:

Настройка – цель которой состоит в том, чтобы настроить слушателей на новую информацию и выявить различные части выступления;

Основной предмет – само послание.

Выступая перед публикой, оратор доносит до слушателей обе эти части, осознавая, когда он «производит настройку» и когда излагает собственно послание. С другой стороны, аудитория всегда воспринимает выступление как единое целое, от начала до конца. Слушатели не анализируют, находится ли оратор на стадии настройки или на стадии изложения самого послания. Именно такой способ восприятия сообщений позволяет нам применить одну из лучших и наиболее эффективных техник импровизации, которая подводит аудиторию к мысли о том, что оратор прекрасно разбирается в обсуждаемом предмете.

Секрет импровизированного выступления очень прост: перед тем как говорить о самом предмете, начните с той темы, которую вы хорошо знаете. Например, вы можете воспользоваться информацией, связанной с вашей профессией, хобби, отрывком из книги, произведшим на вас сильное впечатление, сценой из фильма, трудной задачей, которую вы решили, путешествием, эпизодом из вашей жизни или жизни ваших знакомых. А пока вы будете говорить о хорошо известном вам предмете, вы сможете спланировать последовательность речи по существу.

Неизбежно возникает момент, когда можно связать хорошо знакомую вам информацию с основным посланием.

Поскольку слушатели воспринимают речь как единое целое, они будут уверены, что вы хорошо знаете обсуждаемый предмет, хотя на самом деле вы прекрасно знакомы лишь с «настроечной» частью, а об основном предмете можете иметь весьма скромные знания.

Если вы начинаете с того, что вам хорошо известно, то получаете еще одно большое преимущество: вы стимулируете интерес слушателей. Хорошие ораторы, если только обстоятельства не вынуждают их быть предельно предметными, не идут прямо к цели, сухо излагая материал. Хорошие ораторы, даже если они прекрасно разбираются в теме и точно знают, что намерены сказать, оставляют основное послание немного на потом. Они отделяют эту информацию и стараются сделать ее более привлекательной и интересной для слушателей, излагая в первую очередь наиболее простые и привычные для себя вещи.

Практикуйтесь в этой технике импровизированного выступления в повседневной жизни. Всякий раз, когда вы должны о чем-то говорить, начинайте с темы, которая вам прекрасно известна. Результаты поразят вас. Однако не переусердствуйте с первой темой, чтобы она не «перевесила» основное послание и чтобы у людей не возникло впечатление, что вы просто тратите их время или являетесь поверхностным человеком.

Импровизация при поддержке основных идей

Этот метод импровизации очень эффективен и позволяет вам быстро спланировать хорошее, прекрасно структурированное выступление.

Метод «Шаг за шагом»

1. Разделите выступление на три или четыре части.

2. Для каждой части определите ту идею, которая будет определять ход рассуждений.

3. Проанализируйте эту идею с точки зрения сходства и различий, места, времени, позиции и т. д.

a) Сходство и различия. Оцените пункты, по которым ваша тема похожа на две или несколько родственных тем, и те, по которым она отличается от них. Пример: сравните поведение двух народов в зависимости от степени развитости их стран; уровень жизни двух людей в зависимости от их профессиональной квалификации; сопоставьте здоровье людей, живущих в разных местах, с уровнем загрязнения или доходом на душу населения и т. д.

б) Место. Перенесите человека или предмет в различные места и проанализируйте их по отдельности. Пример: специалисты в различных регионах страны; отдых на побережье и в сельской местности и т. д.

в) Время. Проследите параллели или прокомментируйте виды деятельности и ситуации в прошлом, настоящем и будущем. Пример: какой была жизнь в Европе до 1945 года, с 1945 года по наши дни и какой она станет в будущем; состояние автомобилестроительной отрасли до нефтяного кризиса, во время кризиса и ее дальнейшие перспективы и т. д.

г) Позиция. Проведите причинно-следственный анализ для планирования изменений в экономической, политической, социальной и культурной сферах и т. д. Пример: «Отмена рабства сыграла роль в уменьшении объема сельскохозяйственной продукции (экономическая сфера), появлении республиканского режима (политическая сфера), реструктуризации населения, когда белые и черные стали жить рядом друг с другом (социальная сфера) и распространении африканских обычаев, например музыки и танцев (культурная сфера)».

4. Расположите свое послание в одном из разделов выступления, о которых мы говорили ранее (во введении, основном содержании или заключении), и адаптируйте его к обстоятельствам.

В процессе подготовки не забывайте о том, что все идеи необходимо связать естественным образом, а переход от одной идеи к другой должен быть логичным и понятным.

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Речь Непонимание Любое сообщение можно не понять - по результату это то же самое, что не слышать и не видеть. В психологии принято выделять четыре уровня непонимания:- фонетический;- семантический;- стилистический (синтаксический).Очень упрощенно можно сказать, что в

Из книги Полный тренинг по развитию уверенности в себе автора Рубштейн Нина Валентиновна

Речь Известно, что когда человек радуется, он улыбается. Известен и другой эффект: если некоторое время растягивать губы в улыбке, то становится смешно и весело. Зная этот простой закон взаимосвязи, можно работать так же и с другими нашими функциями. Речь отражает наш

Из книги Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями автора Леммерман Хайнц

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

7. Речь 1. Речь и ее функции.2. Виды речи.1. Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык.Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему

Из книги Психология собаки. Основы дрессировки собак автора Уитни Леон Ф

Речь Многих собак обучают издавать звуки, напоминающие слова, которыми пользуется человек. Но это не речь. Одна весьма выдающаяся собака действительно подражала звукам, которые произносил ее тренер. Это называется «акустической имитацией» - феномен, часто

Из книги Ораторское искусство (притворись его знатоком) автора Стюард Крис

Речь О том, что такое речь, написано и сказано многими мастерами, поднаторевшими в искусстве публичных выступлений. Но помните, что эти люди относятся к своему занятию столь серьезно только из своекорыстных побуждений. Выступление на публике должно доставлять

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Речь-призыв, или Побудительная речь Побудительная речь – это речь в ситуации, требующей решения относительно действий в будущем. Она призывает поступать так-то или не делать того-то. Например, начинать войну или мириться, инвестировать в проект или сокращать расходы,

Из книги Я привлекаю деньги - 2 автора Правдина Наталия Борисовна

Речь – обсуждение факта, или Судебная речь Вторая ситуация для выступления, актуальная практически с самого начала демократического мироустройства, – это выяснение и квалификация фактов. Наиболее типичный пример – судебное разбирательство. Судьи, прокурор, адвокаты

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Речь – утверждение ценностей, или Торжественная речь Мы подходим к самому важному для любого лидера виду выступлений – торжественному. Здесь оратор обращается к настоящему, к тому, что мы считаем достойным похвалы или порицания. К тому, что хорошо и что плохо. Словом, к

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

Из книги Правила. Законы достижения успеха автора Кэнфилд Джек

бессвязная речь позированиеуклонение от ответственных действийуход от ситуациидругие (подробности):(41-42) Последствия застенчивостиКаковы негативные последствия застенчивости? (Выберите те, которые касаются вас) никаких создаст социальные проблемы; трудности в

Из книги Психология. Полный курс автора Ритерман Татьяна Петровна

5.3. Взгляд лингвиста: детская речь как речь разговорная Как было сказано выше, англоязычные специалисты по ДР практически все без исключения психологи. Анализируя ДР, они опирались на авторитет англоязычных же лингвистов. Последние, будучи последователями Хомского,

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Если «нет» настолько важно, то почему настолько трудно его произнести? Почему нам кажется столь трудным сказать «нет» на чью-либо просьбу? В детстве многих из нас приучили, что «нет» – недопустимый ответ. Ответ, содержащий «нет», влек за собой наказание. Позже, уже на

Из книги В начале было слово. Авторская методика по обучению речи детей с трудностями развития автора Августова Ромена Теодоровна

Общение и речь Современная психология трактует общение как синоним понятия «взаимодействие». В словаре С. И. Ожегова «взаимодействие» определено как взаимная связь двух явлений; философский словарь рассматривает «взаимодействие» как «процесс взаимного влияния»,

Из книги автора

4.7. Речь Общая характеристика речи. Формирование сознания в историческом процессе неразрывно связано с началом и развитием общественно-трудовой деятельности людей. Потребность в сотрудничестве породила потребность в словесном способе общения людей друг с другом.

Из книги автора

Речь Все, о чем говорилось в предыдущих главах, все самые, казалось бы, элементарные упражнения со свечками, игры с машинками, «язык пальцев», разнообразные формы работы с карточками, адаптированные пересказы первых книжек – все это существует не само по себе. Это

Голос произносит действие, субъект голос произнёс действие, субъект произнести голосом действие, непрямой объект произнести короткую речь вербализация произнести краткую речь вербализация произнести небольшую речь вербализация… …

речь - вести речь действие говорить речь вербализация держать речь действие завести речь действие, начало заводить речь действие, начало закончить речь действие, окончание заходит речь действие, субъект, начало зашла речь действие,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Выговаривать, выражать, отчеканивать, читать. Натощак (с морозу, спросонья, не облизнувшись) не выговоришь. У него каша во рту. Уста его разверзлись, он изрек, проговорил. Произносить, держать, вести, заводить речь о чем. Провозгласить заздравный … Словарь синонимов

РЕЧЬ - РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… … Большая медицинская энциклопедия

Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести… … Словарь синонимов

ПРОИЗНОСИТЬ, произнести и произнесть что, износить, выносить собой, из себя, на себе. Природа произносит всякий злак, обновляясь после зимнего сна. | * Выговаривать устно, выражать языком, словом, речью; говорить, издать словесный звук.… … Толковый словарь Даля

ПРОИЗНЕСТИ, су, сёшь; ёс, есла; ёсший; есённый (ён, ена); еся; сов., что. Сказать, выговорить, проговорить. Правильно п. слово. П. речь. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Речь - Произносить будешь иметь влияние; слышать хорошие дела … Сонник

РЕЧЬ ПРОИЗНОСИТЬ - Если вы произносили во сне речь перед значительной аудиторией будете иметь влияние в обществе. Чем больше людей вас слушало, тем больше будет ваше влияние. Представьте, что тысячи людей внимательно слушают вашу речь и вознаграждают… … Большой семейный сонник

Образуется в полости рта и глотки благодаря изменению их очертаний и формы, и если при этом принимает участие голосовой аппарат, то получается звучная Р., без его же участия шепот. В состав всякой Р. входят гласные и согласные звуки. Гласные… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Инструкция

Успешно произнести речь по тому или иному поводу вам помогут знание законов и секретов правильного общения, основ речевой культуры и практика. Именитый русский адвокат и блестящий оратор А.Ф. Кони был убежден в том, что главное для любого выступающего - привлечь внимание аудитории и удержать его до завершения выступления. Это возможно только заинтересованности самого человека в предмете речи и убежденности в том, о чем он говорит.

К какому бы выступлению вы ни готовились, мысленно нарисуйте себе аудитории, с которой вам предстоит встретиться. Важно знание возраста ( , дети, пенсионеры), статуса, профессиональных интересов, уровня образования ваших потенциальных слушателей. Только с учетом этой информации вы сможете общаться продуктивно, верные акценты на самом важном, говорить о том, что действительно представляет интерес для собравшихся вас послушать.

Постарайтесь с первых минут справиться с волнением и на нужный эмоциональный контакт со слушателями. Улыбнитесь, представьтесь, произнесите уместную позитивную фразу (о самой аудитории, об уюте помещении для встречи, о настроении перед предстоящими праздниками и т.д.). Первые ваши слова должны быть просты, искренни, понятны, интересны и эффектны.

Часто мастера публичной речи начинают свое выступление с парадоксальной фразы, неожиданного и интригующего вопроса, чтобы наверняка «зацепить» внимание пришедших на встречу. Интересная история, тематически связанная с выступлением, также поможет завладеть вниманием аудитории и настроить ее на позитивное восприятие вас как оратора.

Ваша речь по цели может носить разный характер: информационный, аргументирующий и т.н. эпидейктический (речь по поводу торжества в честь человека или памятного события; благодарственные, напутственные, приветственные, застольные и другие речи). У каждой из этих речей есть свои особенности. В выступлении информационного плана важны новые факты и ваше отношение к ним. В аргументирующей речи главное - умение убедить слушателей. Здесь в цене будут логика и разумная эмоциональная составляющая, подкрепленная интонацией и жестами.Четко продумайте все ключевые аргументы в пользу ваших доводов. Древние утверждали: «Аргументы не перечисляются - взвешиваются». Это значит, что главное - не количество доказательств, а их значимость.

Подберите для своей речи малоизвестные факты, документальные свидетельства, статистические данные, авторитетные мнения по теме выступления. Выстроите эту информацию в логическую цепочку. Продумайте те моменты в речи, где может быть уместно проявление адекватных эмоций и юмор.

Чтобы поддерживать постоянный контакт со слушателями, корректируйте свое выступление с учетом реакции на него. Исключайте и монотонность в интонациях с ее усыпляющим эффектом, и излишнюю театральность, что может раздражать.Задавайте вопросы аудитории (даже провокационные). Это даст хороший импульс для столь нужной обратной связи. Динамику выступлению придадут и риторические вопросы, на которые вы будете отвечать сами.

Постарайтесь умело пользоваться приемом установления зрительного контакта. Периодически обводите слушающих взглядом, иногда пристально посмотрите на кого-нибудь одного или группу лиц. Все время смотреть в одну точку недопустимо.

Мой секрет публичных выступлений

Бойскаутский принцип

Как держаться во время выступления

Как пользоваться юмором

Произнесение речей ничем не отличается от любого другого дела - рано или поздно приходится это делать в первый раз. Люди - даже те, кто слывет великолепным собеседником, - подчас приходят в ужас, когда им требуется сделать первое в своей жизни публичное выступление. Некоторых такая перспектива пугает независимо от того, сколько выступлений у них за плечами.

Мы склонны верить, что в выступлениях на публике заключена какая-то тайна - будто есть некие особые знания, овладев которыми, люди становятся хорошими ораторами. По риторике написано столько книг, и может показаться, что для выхода к трибуне нужно иметь по крайней мере университетское образование.

Каждый год я много раз выступаю с лекциями и речами перед людьми самого разного уровня. Мой секрет успеха заключается в том, что я попросту не считаю, будто публичные выступления принципиально отличаются от других видов беседы. Таким образом я делюсь своими мыслями с другими людьми.

В некотором смысле публичное выступление даже легче светской беседы, поскольку обстановка полностью под вашим контролем. Однако в то же время вы должны иметь что сказать; тут не перекинешь разговор на другого и не отделаешься каким-нибудь: «Да ну, неужто? Расскажи-ка, расскажи».

Следовательно, вот вам первый ключ к тому, как стать достойным оратором: говорите о том, что вам хорошо известно. Это кажется очевидным, однако ораторы то и дело берутся за темы, которыми не вполне владеют, а эта ошибка тут же ставит их в неловкое положение по двум причинам:

1. Если вашей аудитории известно по вашей теме больше, чем вам, вы можете наскучить.

2. Если вы не вполне владеете своей темой, это может сказаться на вашей манере держаться.

А потому найдите тему, которая вам известна, или изложите свой личный взгляд на более широкую тему. Если ваша церковная община или синагога попросила вас рассказать о своей поездке в Святую землю, не вдавайтесь в оценку перспектив мирного договора между Израилем и Организацией освобождения Палестины. Расскажите о том, что видели вы сами, а также о том, как влияет политическая ситуация на людей, с которыми вы встречались и разговаривали. Могу вам гарантировать: вы будете себя чувствовать спокойнее, а вашим слушателям от этого будет интереснее.

Мое первое публичное выступление в возрасте тринадцати лет

Произнося в тринадцать лет свою первую речь, я выбрал тему, которая была мне очень близка. Мне предстояла бар-мицва - еврейский обряд совершеннолетия для мальчиков. В то время наша семья жила очень скромно. Мой отец умер за три года до этого, а мама трудилась изо всех сил и добилась того, чтобы мы перестали жить на пособие.

И все же она постаралась справить мне с братом Бар Мицвах. Во время этого праздника юноша должен произнести речь. До этого мне не доводилось выступать на публике, если не считать докладов и сообщений, которые каждому ребенку приходится готовить в школе. Однако это была настоящая публика, и притом из сплошных взрослых.

В тринадцать лет наш кругозор еще не слишком широк, поэтому я решил рассказать о том, о чем знал лучше всего, - об отце. Почти все присутствующие были с ним знакомы, и я поделился своими воспоминаниями. Я рассказал, какие у нас всегда были теплые отношения. Отец был готов проводить со мной все свое время, и это несмотря на то, что шесть дней в неделю ему нужно было работать в своем гриль-баре «У Эдди».

Я вспоминал свои разговоры с отцом во время прогулок по Говард-авеню до Саратога-парка, когда он покупал мне мороженое и говорил: «Только не рассказывай маме. Она еще решит, что я зря тебя кормил мороженым перед самым ужином». Я сказал тем, кто меня слушал, что эти беседы для меня были важнее и интереснее, чем мороженое и даже сам парк. Отец рассказывал мне о команде Yankees, где играл Джо Димаджио, о том, как в 1941 году он ходил на похороны Лу Герига. Он спрашивал меня, что мы проходили сегодня в еврейской школе. А еще он говорил мне, как рад, что живет в Америке, а не в России, откуда он уехал, когда ему было двадцать лет.

Я поделился этими воспоминаниями со слушателями и сказал им: когда я думаю об отце, я слышу его голос - такой, каким он мне запомнился во время прогулок в Саратога-парке.

Для меня выбор воспоминаний об отце как темы своей бар-мицвы был вполне логичен. Отец заслуживал, чтобы его вспомнили на этом празднестве. А с точки зрения риторики это была знакомая тема, которая доставляла мне наименьший дискомфорт, и на эту тему я могу говорить с наибольшей уверенностью.

После того как я закончил свою речь, некоторые взрослые меня хвалили, и я обнаружил, что мне понравилось делиться с ними своими воспоминаниями. Это был один из случаев, которые уверили меня, что я хочу зарабатывать себе на жизнь словом.

Бойскаутский принцип

Второй ключ к тому, как стать хорошим оратором, - это следование девизу бойскаутов «Будь готов!». Если вы, как я только что посоветовал, выступаете на хорошо знакомую тему, подготовка самой речи не составит труда.

Вам будет легче выстроить ваши мысли, и это получится более эффективно, если вы будете следовать данной простой структуре для речей:

1. Скажите им, о чем вы собираетесь сказать.

2. Скажите им это.

3. Скажите им, о чем вы только что говорили.

Если вы в самом начале разъясните аудитории, к чему вы клоните, это облегчит слушателям следование за вашей мыслью в основной части речи. В заключение попытайтесь обобщить ее наиважнейшие идеи несколько иными словами, нежели использованные в начале.

Подготовка

Мне повезло: я достаточно часто произношу речи, и мне не требуется много времени на их подготовку. Сейчас, когда меня приглашают где-нибудь выступить, слушателям, как правило, желательно узнать что-нибудь о том, с чем я знаком, - рост влияния ток-шоу на политику, о Клинтоне, Буше, Перо и других кандидатах в президенты, которые выступали на моем шоу; подробности о дебатах Гора и Перо; о влиянии радио и телевидения на бумажную прессу и его значение для прошлого и будущего; а также, возможно, о команде Brooklyn Dodgers. Так что для подготовки к выступлению мне не требуется больших изысканий. И все же, если только вы не произносите речь на тему, по которой уже выступали раньше, не готовиться нельзя. Как именно готовиться, зависит от того, какой способ вам больше подходит.

Можно написать всю вашу речь слово в слово и потом зачитать ее с трибуны. Многие ораторы поступают именно так. Если вы следуете этому методу, обязательно отрепетируйте, как будете произносить вашу речь, чтобы вы могли почаще бросать взгляд на слушателей и не читать всю речь, не отрывая глаз от бумаги.

Некоторые предпочитают выступать по тезисам, напечатанным на стандартном листе машинописной бумаги форматом 8, 5 на 11 дюймов. Другие считают, что удобнее писать тезисы на каталожных карточках. Преимущество тезисов в том, что вы говорите непринужденнее и не оказываетесь зависимыми от написанного на бумаге текста. Однако манера произносить речи - это то же самое, что манера жестикулировать или одеваться: выбирайте то, что вам удобнее.

Во время репетиций целесообразно засекать время. Ваша речь может занять гораздо больше или гораздо меньше времени, чем кажется вам, когда вы ее пишете. Следует заблаговременно узнать, в какой регламент вы должны уложиться в своем выступлении, и во время репетиции откорректировать его соответственно этому времени.

Случаи из практики

Заранее отрепетировать вашу речь никогда не помешает. Не плохо и запомнить ее тему, в чем я убедился в молодости, когда только начал выступать на публике. Я так любил поболтать, что поначалу приходил всюду, куда меня звали. Я так страстно желал стать оратором, что ничего не требовал от тех, кто меня приглашал: платите, сколько сможете. У вас нет денег? Я готов говорить бесплатно. Только скажите, где и когда, и я приду.

Однажды, когда я был на радиостанции, зазвонил телефон. Это был председатель Ротари-клуба Майами. Он приглашал меня выступить на ежегодном заседании своего клуба в июне. На дворе был январь. Я согласился, и председатель назвал мне время, дату и место. А потом он спросил:

Какова будет ваша тема? Я ответил:

У меня нет темы. Я просто говорю. Я развлекаю публику - вот и все.

Дело было, кажется, в последний год правления Эйзенхауэра. Мой собеседник заявил:

У нас не что-нибудь, а Ротари-клуб. Даже если бы мы приглашали Эйзенхауэра, я бы потребовал у него назвать тему.

Я ответил:

Ну так позвоните ему. На том разговор закончился.

Несколько дней спустя я прихожу на станцию и готовлюсь начать свою передачу. За минуту до выхода в эфир звонит телефон. Продюсер кричит мне:

Ларри, тебя срочно к телефону!

Я хватаю трубку. В ней слышен ритмичный стук. На этом фоне тот тип из Ротари-клуба говорит:

Я в типографии. Мы печатаем приглашения на ежегодное заседание, и мне необходимо знать тему вашего выступления.

Это было больше тридцати лет назад, но я до сих пор не знаю, почему ответил именно так. Как бы то ни было, я многозначительно сказал:

Моя тема - будущее американского торгового флота. К моему великому удивлению, он сказал, что эта тема его необычайно заинтриговала и члены Ротари-клуба будут от нее в восторге. Затем он мне напомнил: 10 июня, 8 часов вечера, Ротари-клуб Майами.

Шесть месяцев спустя я прибываю в назначенный час на назначенное место и вижу, что парковка забита до отказа. Выходя из машины, я замечаю над входом огромную надпись:

СЕГОДНЯ! БУДУЩЕЕ АМЕРИКАНСКОГО ТОРГОВОГО ФЛОТА!

Я думаю про себя: «Черт возьми! У них сегодня - два докладчика!» К тому моменту у меня совершенно вылетело из головы, что на эту тему должен выступать я.

Председатель - тот самый тип, который мне звонил по телефону, - выскакивает из дверей клуба и с необычайным воодушевлением приветствует меня следующим образом:

Ларри! Все так взволнованы, что не могут вас дождаться. Благодаря вашей теме мы побили все рекорды явки членов клуба!

И он сказал, что ведущего заседание тема настолько заинтересовала, что он взял выходной день, пошел в библиотеку и изучил данный вопрос, чтобы, произнося вступительное слово, иметь о ней представление.

И вот ведущий произносит вступительное слово: он говорит о водоизмещении, площади акватории портов, количестве и снаряжении судов и прочих вещах, о которых я не знаю и знать не хочу. Изложив историю торгового флота, он представляет меня и говорит публике:

А теперь с будущим торгового флота нас познакомит Ларри Кинг.

Я говорил полчаса. Я решил: о том, чего не знаешь, лучше умолчать, и поэтому ни разу не упомянул торговый флот. Когда я закончил, аплодисментов не было; не было вообще ничего. Я тут же вышел, сел в машину и решил: больше меня не пригласят. Мне никогда не быть оратором. Но может, оно и к лучшему. Мне этого и не нужно.

Обливаясь потом, я нервно завожу машину, и тут подбегает ведущий и начинает колотить в окно. Я нажимаю на кнопку, стекло опускается, и он засовывает голову в салон. Я вдруг ощутил громадный прилив сил: одно нажатие этой кнопки - и я его гильотинирую! Он вопит мне в лицо:

Мы известили наших членов, что вы будете говорить о будущем торгового флота! Я изучил его историю, а вы даже не упомянули о будущем нашего торгового флота!

В ответ я сказал: «У него его нет». И уехал.

Я ощутил легкое чувство вины. Не так чтобы слишком, а слегка - парню в возрасте чуть больше двадцати лет не всегда хватает чувства ответственности, но я решил, что я дал им то, чего они желали, - развлекательную речь. Через несколько дней я узнал, что членам Ротари-клуба мое выступление понравилось, а не аплодировали они лишь потому, что не понимали, в чем дело: ведь им сказали, что я должен говорить о будущем американского торгового флота. И все же я бы мог немного облегчить себе задачу, если бы запомнил предмет, о котором вызвался говорить.

В Майами со мной случилась и другая история - совершенно противоположного толка. Тем, кто меня приглашал, было все равно, о чем я буду говорить, они хотели только, чтобы я пришел - и кое-что еще.

Все началось с очередного телефонного звонка на радиостанцию. Один из моих сослуживцев поднимает трубку и говорит:

Ларри, тебя по линии номер два.

Я беру трубку и говорю: «Алло». Это было последнее слово, которое я успел сказать.

Кинг? Бум-Бум Джорно. Третье ноября. Зал памяти жертв войны, форт Лодердейл. Благотворительный ужин. Выступает Серджио Франчи. Ты конферансье. Черный галстук. Восемь часов. Ждем.

Когда я приехал несколько месяцев спустя, Бум-Бум встретил меня ослепительной улыбкой и сказал:

Мы очень рады, что ты пришел. А я подумал: «Кто это - вы?»

За кулисами я налетел на Серджио и спросил его:

Серджио, как они до тебя добрались? Он отвечает:

Мне позвонил какой-то тип по имени Бум-Бум Джорно. Затем Бум-Бум дает мне дополнительные инструкции:

Ладно, парень. Выходи на сцену. Откалывай свои штучки-дрючки и вообще делай что хочешь. У тебя двадцать минут. Потом вызовешь Серджио. И не включай свет в зале.

А зачем мне включать свет в зале?

Не включай свет, понятно? В публике много конкурентов.

Каких еще конкурентов?

Там сидят люди, которые торгуют оливковым маслом. А еще люди, которые торгуют макаронами. А еще агенты ФБР. В зале должно быть темно.

Я отбыл свои двадцать минут, выжал из публики в нужных местах смех, объявил Серджио и сел. В конце вечера, когда я направляюсь к машине, меня нагоняет Бум-Бум; он в полном экстазе.

Эй, парень, - говорит он, - ты был просто великолепен!

Я отвечаю:

Спасибо, Бум-Бум. Он повторяет:

Эй, парень, кроме шуток, ты и в самом деле был великолепен!

Я еще раз его поблагодарил. А он на это говорит:

Слушай, парень, мы перед тобой в долгу.

Да нет, вы мне ничем не обязаны. Я был рад перед вами выступить.

И тогда Бум-Бум произнес шесть слов, которых я ни от кого не слышал ни до этого, ни после. Это был вопрос, который до сих пор призрачным эхом отдается у меня в ушах. Мне запомнилось даже, где в тот миг на небосклоне над океаном стояла луна. Мне запомнились прохлада осеннего воздуха и холодок, пробежавший у меня по спине, когда Бум-Бум спросил:

Есть кто-нибудь, кого ты не любишь?

Если бы кто-нибудь задал подобный вопрос вам, я могу с гарантией угадать, какова была бы ваша реакция: вы бы стали перебирать в памяти имена. Так поступил и я. Но потом ощутил угрызения совести и решил не заказывать ничьего убийства. Менеджер четвертого телевизионного канала так и остался в блаженном неведении, что в тот вечер я спас ему жизнь. Вместо этого я сказал:

Нет, Бум-Бум, спасибо. Я так не могу. Тогда он задал другой вопрос:

Ты скачки любишь?

Ага, конечно.

Мы с тобой созвонимся.

Три недели спустя телефон снова зазвонил. На другом конце провода сказали только: «Яблонька в третьем заезде на Хайали» - и повесили трубку.

На моем банковском счете было восемьсот долларов. Я взял в долг еще пятьсот и поставил всю тысячу триста баксов на Яблоньку - все на выигрыш. Я не собирался валять дурака и делать ставку на то, что эта лошадь займет какое-то место или покажет такой-то результат, - я шел ва-банк. Смотря первые два заезда, я твердил про себя: «В жизни есть три вещи, которых не избежать: смерть, налоги - и то, что Яблонька сегодня выиграет третий заезд».

Я отнюдь не исключал, что пять остальных жокеев «случайно» упадут с лошадей перед самым финишем, но заезд прошел без каких-либо эксцессов. И вот что удивительно - Яблонька выиграла! Ставки были приличные, так что я выиграл почти восемь тысяч долларов. Теперь Бум-Бум мог успокоиться. Он больше ничем не был мне обязан.

Другие советы

Вот еще важные советы, основанные на моем собственном опыте публичных выступлений, и на том, что я подметил у других ораторов.

Смотрите на публику. Я уже говорил, как важно поддерживать визуальный контакт. Во-первых, обязательно время от времени отрывайте глаза от текста или тезисов вашей речи. Во-вторых, не говорите так, будто вы обращаетесь к стене напротив вас или окну сбоку. Они вас не услышат. Каждый раз, когда вы поднимаете глаза от текста, смотрите в ту часть зала, в которую не смотрели раньше, чтобы вся публика чувствовала, что вы обращаетесь к ней.

Заранее определите темп и интонацию вашей речи. Некоторые ораторы, если они читают готовый текст, подчеркивают в нем слова, на которых хотят сделать логическое ударение. Если вы выступаете, пользуясь планом или тезисами, выделите в них мысли или фразы, на которых хотели бы поставить ударение. Этим вы достигаете сразу двух целей: ударения будут расставлены именно там, где вам нужно, а вы не будете монотонно бубнить, отчего ваша аудитория наверняка заснет, особенно если вы выступаете после обеда.

Стойте прямо. Я не требую от вас принять строевую стойку, стойте так, чтобы вам было удобно, однако не сутультесь и не наваливайтесь грудью на трибуну. Когда вы сутулитесь, это затрудняет дыхание и выглядит некрасиво.

Если перед вами стоит микрофон, отрегулируйте его по росту или попросите сделать это техника, чтобы не сгибаться в три погибели, как цапля (если есть такая возможность, проверьте регулировку микрофона заблаговременно). Говорите в микрофон с обычной громкостью - для этого он и существует. Если вы будете декламировать в него на повышенных тонах, вас на самом деле будет труднее понять. И следите за тем, чтобы ваш рот всегда находился в пределах досягаемости микрофона; не раскачивайтесь и не отворачивайтесь от него, если нужно ответить на вопрос сбоку.

Если только вы не делаете заявление об открытии средства, излечивающего рак, и не объявляете войну, вам будет полезно помнить, что многие считают публичные речи бичом рода человеческого. Не будьте все время серьезным, если в этом нет необходимости. И даже если вы говорите о серьезных вещах, большинство ваших слушателей будут рады, если вы включите в свое выступление небольшую долю юмора.

Никогда не начинайте юмористическое отступление такими фразами:

«Позвольте мне рассказать вам небольшой анекдот». (Никто почему-то никогда не говорит, что расскажет большой анекдот.)

«Сегодня, когда я шел сюда, со мной случилось презабавное происшествие».

«Вот хороший анекдот. Вам он наверняка понравится. Он очень смешной».

«Это напоминает мне старый анекдот. Вы его скорее всего слышали, но я его все-таки расскажу».

Почему этих фраз следует избегать? Потому что это заштампованные, избитые способы начинать или заканчивать анекдот. Кроме того, вы рискуете разочаровать своих слушателей, если заранее гарантируете, что ваш анекдот их уморит. Вам также ни в коем случае не следует заранее предупреждать о том, что публика по всей вероятности его уже слышала. Такие вступления к анекдоту, как правило, имеют эффект, обратный желаемому.

По тем же причинам не следует заканчивать свое юмористическое отступление словами: «Но если посмотреть на дело серьезно…»

Вместо этого вам необходимо приспособить свой анекдот к контексту вашего выступления. Предположим, вы выступаете перед группой управленцев на тему: «Стратегические планы и их исполнение». Вот как предварил свое выступление Уилл Роджерс, рассказывая о собственном плане победоносного завершения Первой мировой войны:

«Насколько я понимаю, все дело в том, что немецкие подводные лодки топят наши корабли. Предлагаю нагреть Атлантический океан до точки кипения. Когда океан станет горячим, немецкие подлодки под водой не выдержат и волей-неволей всплывут на поверхность. Тут мы будем их ждать и выловим все по одной, как у нас в Оклахоме на рыбалке».

«Конечно, вы меня спросите, как же я собираюсь разогреть Атлантический океан до 212 градусов по Фаренгейту, а я на это отвечу: об этом пусть инженеры думают. Мое дело - вырабатывать политику».

Надеюсь, идея вам ясна. После того как в аудитории стихает смех, вы объясняете, в чем связь между шуткой или анекдотом и вашей темой. В данном случае вы могли бы сказать публике: «Вот в ч е м разница между разработкой стратегического плана и его осуществлением».

Если же ваши слушатели инженеры, то можно сказать что-нибудь вроде: «Разве не здорово, что кругом предостаточно таких руководителей, благодаря которым инженеры никогда не останутся без интересных задач

Аудитория положительно реагирует на такое вступление по двум причинам:

1. Оно смешное.

2. Оно связано с их собственным жизненным опытом.

Вот еще один пример на тему методики решения проблем - предмета первостепенной важности для многих бизнесменов и специалистов. Вы можете процитировать гениальное высказывание моего друга Джекки Глизона по этому поводу. Как-то раз он выступил с предложением о том, как решить проблему транспортных пробок в Нью-Йорке: «Сделать на всех улицах одностороннее движение по направлению на север - и пусть об этом у Олбани голова болит».

Когда смех стихнет, вы можете объяснить связь этого анекдота со своей мыслью, добавив: «Подход Глизона наглядно демонстрирует: не нужно чрезмерно усложнять методику решения поставленных задач».

Общение - это искусство возможного

Выше я уже говорил о том, как важно говорить на общепонятном языке, избегая профессиональной терминологии и жаргона. Это справедливо и для публичных выступлений. Если вы не забудете, что произнесение речи - не более чем особая форма разговора, и будете придерживаться вашего обычного стиля общения, люди вас наверняка поймут. Они почувствуют, что вы говорите с ними, а не вещаете поверх их голов.

Однако остерегайтесь и другой крайности - чрезмерной фамильярности. Даже в либеральные девяностые годы крепкие словечки и другие примеры апелляции к низменным инстинктам вашей аудитории принесут вам гораздо больше вреда, чем пользы. Если вы морской пехотинец, привыкший пересыпать свою речь энергичными выражениями, именно в этой ситуации вам следует сдержаться: хотя, может быть, тот или иной слушатель не будет против того, чтобы вы сказали «черт», но ему будет неудобно, потому что ваша манера говорить смущает его жену, сидящую рядом. Другое дело, если вы близко знакомы со слушателями - скажем, вы обращаетесь к своему взводу, но во всех остальных случаях убавьте в своей речи подобную красочность.

Примечания:

UPI (United Press International) - частное информационное агентство, второе в стране после АР (Associated Press). Ларри Кинг немного ошибся, UPI тогда еще не существовало, оно было образовано лишь в 1956 году путем слияния службы UP (United Press) и INS (International News Service).

Бейсболист, тринадцать лет был членом клуба New York Yankees, неоднократно входил в состав сборной, трижды избирался «лучшим игроком» Американской лиги, был женат на Мэрилин Монро в течение десяти месяцев (1954–1955).

Бейсболист, за 14 сезонов не пропустил ни одной игры (2130 игр). Жизни и спортивной карьере Лу Герига посвящен знаменитый кинофильм «Гордость янки» с Г. Купером в главной роли.

Город, административный центр штата Нью-Йорк, расположен приблизительно в 150 км к северу от города Нью-Йорка.

С тобой когда-нибудь бывало такое, что ты точно знаешь, что хочешь сказать, но все равно запинаешься? Обычно такое случается, когда ты меньше всего этого ожидаешь. Не то чтобы ты внезапно забыл целое предложение. Скорее, какая-то временная ошибка в твоей операционной системе. Как говорит доцент кафедры коммуникационных наук Университета Сиракуз Джонатан Престон, дело в том, что твой мозг одновременно с работой по выбору слов координирует движения губ, языка и связок. И иногда он работает быстрее, чем твой речевой аппарат. Так что когда ты пытаешься ускорить речь, ты запинаешься. Нервная система вносит тоже иногда мешает говорить.

Если переживаешь относительно того, как ты звучишь и выглядишь, особенно если ты выступаешь перед многочисленной аудиторией, твоему мозгу приходится справляться еще и с этой проблемой. Это приводит к еще большему количеству запинок. Но ты можешь взять себя в руки и избежать этой проблемы. Просто придется немного потренироваться.

Не торопись

Чем быстрее ты говоришь, тем выше вероятность того, что ты запнешься. Сосредоточься на темпе повествования. Представь, что ты произносишь речь на свадьбе или выступаешь на презентации. Делай короткие паузы, чтобы продумать следующее предложение целиком. Это позволит мозгу и рту работать в унисон. Кстати, в качестве бонуса ты получишь лучший контакт с аудиторией. Ученые из Университета штата Мичиган проанализировали телефонные звонки маркетологов и обнаружили, что те из них, кто периодически делал паузы во время повествования, оказывались более убедительными чем те, кто говорил без перерывов.

Произноси слова четко

Как отмечает Престон, некоторым помогает смена манеры речи или ее громкости. «Когда ты говоришь непривычным для себя образом, ты смещаешь фокус внимания с того, что ты говоришь, на то, как ты это говоришь, и это может помочь делать меньше запинок», - говорит он. Только не доводи это до абсурда. Все твои слова должны быть понятны слушателям. Говори медленно и с расстановкой. Следи, чтобы твои мысли не бежали вперед голоса.

Помни, что больше всех волнуешься ты

Поскольку ты сам всегда слышишь, как оговариваешься или запинаешься, ты считаешь, что все обращают на это внимание. Успокойся. Как говорит Престон, люди привыкли к тому, что ораторы иногда запинаются. Твои слушатели тоже запинаются, когда выступают, так что тебя не возненавидят за пару неловких пауз.