Обучение в детском саду. Методики раннего развития

Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос отзывчивым, веселым, любознательным, смог без труда заводить друзей, реализовался, как целостная и глубокая личность. Они стараются гармонично развивать его, дать как можно больше знаний и опыта, раскрыть таланты. Правда, не все, чему бы хотели научить родители свое чадо, они могут реализовать самостоятельно, сказывается отсутствие специального образования или они не располагают достаточным количеством времени. Оказать им помощь в этом нелегком деле призваны различные учебные заведения, воспитатели и учителя. Но если в школах основная цель преподавателей заключается в том, чтобы давать знания, то в детских садах во главу угла ставится задача научить детей адаптироваться к новым условиям, сформировать навыки, необходимые в самостоятельной жизни.

Базовые принципы дошкольного образования - инвариантная составляющая

Дошкольное детство играет особую роль в развитии личности каждого человека. В это время ребенок способен овладеть множеством знаний и умений, важно лишь обеспечить ему приток новой информации в доступной форме. Выполнение этой задачи входит в круг вопросов, которые решаются в дошкольных учреждениях. Конечно, это не значит, что всю ответственность за дошкольное образование государство возложило на педагогов, которые работают в детских садах и прочих учреждениях. Большое значение также имеют занятия и воспитание в семье, но все же, роль работников дошкольных учреждений в этом нелегком деле далеко не последняя.

Программа развития детей в детских садах подчинена базовым принципам, предусмотренным на законодательном уровне. Ее можно назвать общеразвивающей. К заданиям этой программы относятся укрепление здоровья детей, формирование их личности, воспитание уважительного отношения к окружающим людям и среде, в которой проживают, к своей стране, ее традициям, культуре, а также к ценностям других наций. Кроме того, пожалуй, основной целью дошкольного образования является обеспечение социальной адаптации детей, их готовности продолжать обучение, а также осуществление социально-педагогического патроната семьи. Исходя из этого, инвариантными компонентами структуры образования в детских садах определены следующие направления.

Личность ребенка

Эта образовательная линия предусматривает формирование у детей представлений об их внутреннем мире, ценности здоровья, необходимости двигательной активности и правильного образа жизни, понятиях гигиены и безопасности.

Первое чему учится каждый маленький человек - это , столовыми приборами, умываться, одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться. Если приходя в сад, ребенок еще не овладел этими навыками, то задачей педагогов является приучение его к самостоятельному использованию основных гигиенических средств и предметов ухода, а также пояснение, что эти средства являются индивидуальными. Со временем желание быть опрятным закрепляется и входит в привычку.

Когда мать неотступно находится рядом со своим чадом, то она может проконтролировать, чтобы он не выпал из окна, не попал под машину или не обжег руку, вовремя поел, соблюдал питьевой режим и прочее. Но рано или поздно детям приходится овладеть элементарными знаниями в строении человеческого организма, понять, что способствует сохранению здоровья (закаливание, правильное питание, гимнастика) или, напротив, может нанести ему вред, научиться разграничивать безопасное и опасное. Более того, они должны придерживаться правил безопасности как дома, так и в детском саду, парке, при пересечении улицы, на игровой площадке, катке или в бассейне, и осознавать к кому обращаться в критических ситуациях. Поэтому эти задачи решаются в рамках обязательной программы развития детей в детском саду не в самую последнюю очередь.

Двигательные навыки человек приобретает постепенно. Каждая мать с удовольствием наблюдает, как ее чадо впервые переворачивается со спинки на животик, встает у опоры, делает первые самостоятельные шаги.

Полезно знать: в детском саду деятельность и двигательная активность становится более разнообразной, благодаря различным упражнениям и спортивным играм движения ребенка приобретают пластичность, выразительность, эстетику, что доставляет удовольствие не только родителям, но и самому малышу, а также является основой развития и укрепления его организма.

Неотъемлемой частью личности каждого ребенка являются его желания, предпочтения и интересы. Важно, чтобы дети научились не только высказывать их, а и аргументировать. Для развития личности принципиальное значение имеет позитивное отношение к своей внешности, умение дифференцировать себя от других детей, ориентироваться в своих достоинствах и недостатках, эмоциях и чувствах, отличать добро от зла. Поэтому задачами преподавателей на этом этапе является научить детей сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и смысловые связи, адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.

На основе всего перечисленного выше к шести-семи годам у детей должны сформироваться базовые качества личности, такие как ответственность, самостоятельность, инициативность, самооценка и самосознание.

Ребенок в социуме

Во многом развитие человека зависит от социальных законов. Человеческий социум требует умения согласовывать собственные интересы и действия с желаниями других членов общества. Еще несколько десятилетий назад, когда в большинстве семей рождалось два и более ребенка, причем часто погодки, то проблема социализации не стояла так остро. В настоящее время в современных семьях редко решаются рожать больше одного малыша, поэтому практически единственным и самым доступным источником общения в коллективе для ребенка является дошкольное учреждение. Потребность в таком общении дети начинаю испытывать после трех лет.

Полезно знать: социальный опыт, приобретенный в результате взаимодействия со сверстниками в дошкольном возрасте, становится частью личности. К таким составляющим относятся умение общаться, взаимодействовать, сопереживать.

В задачи педагогов входит познакомить ребенка с различными человеческими социальными ролями. Он должен научиться различать знакомых и незнакомых людей, детей и взрослых, мальчиков и девочек и т.д., познакомиться с элементарными социальными и морально-этическими нормами межличностных отношений и научиться их придерживаться во время общения.

Социальные навыки формируются в процессе игры. При этом нельзя забывать, что на потребуется некоторое время.

Дети учатся слушать и слышать своих сверстников и взрослых, принимать определенные правила поведения, осознают содержание таких понятий, как профессия, работа, коллеги, соседи, друзья, семья, а также степень родства, уясняют, какими могут быть последствия негативных действий, каковы причины возникновения недоразумений, а значит, могут признать свою вину, принять критику в свой адрес, поступиться собственными интересами, попросить извинения, объясниться или оправдаться.

В возрасте двух-четырех лет социальное развитие проходит первый этап. К своим сверстникам ребенок в это время относится, как к партнерам по взаимодействию, они подражают и эмоционально заражают друг друга. В возрасте от четырех до шести лет ребенок проходит через второй этап развития общения, когда возникает необходимость в сотрудничестве с другими детьми. При этом во время игры происходит распределение ролей, функций, а значит, соучастие превращается в совместную деятельность, появляется необходимость в признании и уважении со стороны сверстников. Коммуникативное взаимодействие в шесть-семь лет уже не следует наглядным ситуациям, у каждого ребенка складываются избирательные предпочтения и он впускает в свой круг общения только тех детей, которые удовлетворяют его потребности в доброжелательном внимании и уважении.

Ребенок в окружающей природной среде

Очень важно привить малышам любовь к природе и всему живому в дошкольном возрасте. Во-первых, детей знакомят с элементарным понятием Вселенной и жизнью людей на планете Земля (что представляет собой планета, из чего состоит, зачем нужна земля и вода, какое положение она занимает в Солнечной системе), во-вторых, с временами года, погодными явлениями и их сезонными изменениями, в-третьих, с животным и растительным миром.

Полезно знать: в рамках экологического воспитания проводят не только внутригрупповые занятия, но и водят детей в парк, давая возможность им услышать пение птиц, шорох листвы на деревьях и прочее, рассказывая о значении этих объектов для планеты и многообразии их видов, что дает детям возможность сравнивать и обобщать.

В детском саду может быть организован специальный живой уголок, цветник или огород, где дети сами могут посадить и вырастить какое-нибудь растение. Еще одной разновидностью такого образования являются экологические игры, когда одни дети учат других, как ухаживать за грядками, кормить птиц, что нельзя ломать ветки на деревьях, рвать листья и цветы. Во время занятий творчеством детям предлагается нарисовать растения в виде одушевленных существ и придумать рассказы к своим рисункам или устраивают конкурсы на поддержание чистоты, к примеру, что также относится к экологическому образованию.


Ребенок в мире культуры

В рамках этой образовательной линии дети учатся оперировать понятием жилье, понимать, зачем жилье человеку, различать интерьеры и убранство комнат , осознают, что для осуществления жизнедеятельности необходима мебель и прочие предметы быта, приобретают навыки упорядочивания собственных вещей, бережливости, учатся ориентироваться в предметном окружении вне жилья, определять месторасположение своего дома относительно других важных объектов (магазин, детсад, поликлиника, стадион и прочие). Кроме того, осуществляется знакомство с миром искусства. Детей учат воспринимать художественные произведения в области изобразительного, театрального, танцевального искусства, музыки, литературы с позиции красоты, ценить труд взрослых, который в них вложен. Приобретенные знания малышам предлагается использовать в их творческой деятельности.

Игра ребенка

В дошкольном возрасте игра - это основная деятельность детей, которая способствует как умственному, психологическому, так и физическому развитию. Ребенок может играть как самостоятельно, так и объединившись со своими сверстниками, воссоздавая при этом деятельность взрослых и взаимоотношения между ними на основе тех знаний и представлений о них, которые у него имеются, реализовывая свои познавательные, социальные и эстетические потребности, выбирать игрушки, придерживаться правил игры и контролировать, чтобы им следовали другие.

Важно: задача педагогов обеспечить предметно-игровую среду и разнообразить игровую деятельность детей, предлагая им принять участие в различных ролевых, конструкторских, дидактических, словесных, настольных, подвижных, режиссерских, театрализованных с песнями и диалогами играх.

Для осуществления подобных задумок в детском саду должно быть много игрушек, и они должны удовлетворять образовательным системам: конструкторы, кубики, пирамидки, куклы, мягкие игрушки, настольные игры, спортивный инвентарь.


Ребенок в сенсорно-познавательном пространстве

Образовательная линия предполагает формирование у детей элементарных математических и сенсорных представлений . Так, педагоги учат детей различать цвета, их оттенки, формы как плоские (квадрат, круг, треугольник), так и объемные (шар, пирамида, куб), свойства, качества предметов (шершавый, гладкий, мягкий, твердый), величины и упорядочивать их по возрастанию или убыванию, определять местоположение и удаленность (близко, далеко, слева, справа, под, над, около, снаружи, внутри). Знания детей пополняются такими понятиями, как сегодня, завтра, вчера, скоро, раньше, позже, сутки, неделя, год, части и целое, число, цифра, задача. Малышам дают представление о натуральном ряде чисел от нуля до девяти, учат считать и выполнять математические задачи на сложение и отнимание в пределах десяти, сравнивать смежные числа.

Речь ребенка

Речь имеет первостепенное значение для развития интеллектуальных способностей, кроме того, она позитивно влияет на формирование личностных характеристик, как коммуникабельность, инициативность, креативность. Если связная речь у ребенка хорошо развита, то он легко налаживает контакты с окружающими. Но не следует забывать, что звукоорганизованную членораздельную речь невозможно выстроить без таких факторов, как фонематический слух, артикуляционные движения.

В детском саду предлагается не только различный речевой материал, но чтобы обогатить их словарный запас ставятся новые задачи для общения, которые требуют иных, малознакомых им средств общения.

В такой форме развиваются способности малышей уместно пользоваться речью, используя при этом не только речевые средства, но и мимику, жесты, движения, интонации. Дети знакомятся с такими понятиями, как звук, буква, слог, слово, предложение.

Педагогами в детском саду проводятся комплексные (трижды в месяц) и тематические (раз в месяц) занятия по речевому развитию. Комплексные занятия объединяют задания, включающие минимум три составляющие, в том числе лексику, звуковую культуру (фонетику), грамматику и связную речь, в то время как тематическое охватывает только один из этих речевых компонентов. В работе с детками младшего дошкольного возраста упор делается на формирование звуковой культуры, а с детьми старшего дошкольного возраста на грамматику. Выпускник дошкольного учреждения овладевает четким произношением, имеет сбалансированный словарный запас, умеет употреблять все части речи, приобретает навыки составления рассказов, инициирует и свободно поддерживает разговор, его речь становится последовательной и связной.

Полезно знать: обучение на основе базовых принципов дошкольного образования дает возможность детям по достижению школьного возраста приобрести компетенции, уровень развития, воспитания и образованности, определенные государственными требованиями.

Более того, дети, посещающие детский сад, учатся следовать режиму дня, которого довольно трудно придерживаться в домашних условиях, принципам рационального питания, нести ответственность за свои действия. Однако, не следует забывать, что жизнь дошколят в детсадовских стенах полна не только новых знаний, но и развлечений, для них организовываются веселые игры, развлечения и праздники.

Вариативная составляющая дошкольного образования

В законе о дошкольном образовании сказано, что оно обязано обеспечивать разностороннее развитие детей в соответствии с их природными задатками, способностями и наклонностями, индивидуальными психологическими и физическими особенностями, способствовать приобретению ребенком жизненного опыта и формированию моральных норм. Законодательство предлагает включать в образовательную программу компьютерную грамоту, изучение иностранных языков, хореографию, шахматы, но ее расширение специализированными направлениями в обучении полностью зависит от желания учреждения и родителей учащихся, а также имеющихся возможностей.

Важно: перед тем как определить ребенка в тот или иной сад есть смысл поинтересоваться не только его удаленностью от дома, опытом персонала, интерьером и санитарными условиями, но и отличиями в образовательной программе.

К примеру, дополнительно могут внедряться такие направления образования, как валеологическое воспитание, экономическое воспитание, пожарная безопасность, при наличии бассейна плавание, подготовка к школе и прочие. Последнее направление является довольно актуальным, поскольку прослеживается проблема преемственности между школьным и дошкольным образованием.

Это нормально, что между образованием в детском саду и школе существует разница, ведь у каждого возраста свои правила развития. Однако если в дошкольном учреждении воспитание направлено на общее развитие ребенка, как личности, то в школе с первых дней от него требуют определенных знаний, как устный счет и чтение, письмо и дисциплина. Таким образом, в программу развития детей в садах все чаще включаются специальные занятия, методика проведения которых приближена к школьным урокам, то есть воспитательный процесс направлен на исполнительность, усидчивость и послушание, что очень приветствуется в школе. Такие занятия дают детям возможность подготовиться к школьному времени в первую очередь в психологическом плане, но также несут и образовательную нагрузку. Так, могут проводиться уроки по иностранному языку или математике и логике.

Однако внимание уделяется не только интеллектуальному развитию дошкольников. Не на последнем месте такие моменты, как духовное и нравственное развитие , оздоровительное направление. В некоторых садах внедряется информатизация образования. Это подразумевает организацию образовательного процесса с учетом современных достижений науки и техники, внедрение информационных технологий и мультимедийных средств.

Полезно знать: дети достигают больших успехов в обучении, если педагогический коллектив и родители действуют слаженно в этом направлении. В большинстве учреждений для организации такого сотрудничества используются лишь традиционные методы, как дни открытых дверей, индивидуальные консультации или групповые встречи.

При этом семья является в основном объектом воздействия педагогической пропаганды, но обратное сообщение и связь не устанавливаются, то есть привлечь родителей к совместному созданию каких-либо проектов таким образом не получается, а значит, возможности семейного воспитания полной мерой не используются. Мощным техническим средством для обучения и коммуникации на данном этапе развития общества становятся возможности сети интернет, что позволяет внедрить в педагогическую практику новейшие методические наработки, направленные на углубление и интенсификацию воспитательного и образовательного процесса. Все это способствует тому, что дети перестанут ощущать противоречия в домашнем и детсадовском воспитании.

Методики раннего развития

Эти методики направлены на развитие самостоятельности мышления, творческого подхода к выполнению задания, но они не являются гарантией успешной учебы в будущем. Развитие способностей ребенка, на которые направлено применение методик раннего развития, связано в первую очередь с созреванием органических структур, необходимых для этого самого развития. Поэтому, чтобы ребенок вырос смышленым, нагрузку полагается увеличивать с учетом психодинамических свойств личности маленького человека.


К методикам раннего развития относят:

  • методику Марии Монтессори. Основной идеей методики является максимально самостоятельное развитие ребенка в специально для этого созданной среде. То есть задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы обеспечить малыша пособиями для его саморазвития, а затем корректировать его самообучение. Так ребенок будет развиваться в комфортном для себя ритме, сам выбирая продолжительность и род занятий;
  • Вальдорфская методика или система Штайнера. Фундаментом этой системы является познание чувств, сопереживание, формирование образного мышления, творческое, духовное и физическое развитие. В обучении используется работа с природными материалами, театрализованные действа;
  • методика Гленна Домана. Умственное развитие ребенка по Доману базируется на его активном физическом развитии. В обучении также используется система карточек с изображениями из разных отраслей знаний, демонстрацию которых детям сопровождают пояснениями того, что на них зафиксировано;
  • методика Никитиных. В этой системе не предусмотрены уроки или специальные тренировки, но ребенка окружают таким пособием, которое предполагает решение несколько более сложных задач, чем те, что способен решить ребенок на данном этапе развития;
  • методика Николая Зайцева. Эта методика используется для обучения малышей письму, чтению и счету. Пособием при этом являются специальные кубики.

Методики Монтессори, Штайнера, Никитиных направлены в основном на развитие у детей креативности, творческого подхода к решению задач и образного мышления, в то время как, работая по методу Домана, развивается фотографическая память и способность запоминать. Поэтому оптимальным считается использование не одной системы обучения, а их комбинирование, создание комплексных программ обучения, что активно практикуется во многих дошкольных учреждениях.

Примечание

Если есть возможность отдать ребенка в специализированное дошкольное учреждение, например, для детей с нарушением слуха или зрения, логопедическое и так далее, даже если у него нет никаких проблем, то не следует от нее отказываться. В таких детсадах с детками работают не только воспитатели, но и логопеды, дефектологи, психологи, врачи, музработники и другие специалисты. При этом знания детей всегда соответствуют возрасту, они активны и развиваются более гармонично.

Ребенок и детский сад. Видео

Задачи воспитания в детском саду

Продолжать воспитывать любовь к родным местам, к Родине.

Развивать интерес к труду взрослых.

Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с предметами и явлениями общественной жизни и природы. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов и живых объектов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них.

Совершенствовать звуковую культуру речи детей, добиваясь чистого произношения звуков и слов, правильной постановки ударений. Учить отвечать краткими и развернутыми предложениями.

Продолжать воспитывать у детей в детском саду чуткое отношение к окружающим. Учить оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым и сверстникам. Воспитывать стремление вести себя сдержанно. Формировать представления о справедливости, доброте, дружбе, правдивости, смелости.

Воспитывать у детей в детском саду бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам.

Развивать у детей эстетическое восприятие окружающего, нравственно - эстетическое чувства в общении с природой, в быту, играх.

Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать музыку, сказку, рассказ, всматриваться в картину, сравнивать произведения.

Воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности.

Подводить детей к созданию выразительного образа в рисунке, лепке, игре-драматизации, учить выразительно читать стихи, петь, двигаться под музыку.

Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений в детском саду

Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости, справедливости, отзывчивости. Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Учить детей выражать чувство радости, удовлетворения, благодарности в ответ на заботу окружающих (взрослых, сверстников). Воспитывать культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом; обращаясь к сверстнику, смотреть на него, называть ласково по имени, внимательно слушать товарища, вежливо отвечать на его просьбу, вопрос.

Учить детей налаживать общение с незнакомыми ровесниками, с младшими и старшими детьми.

Ознакомление с окружающим в детском саду

Учить детей наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег. Воспитывать любовь к природе, бережное и заботливое отношение к растениям и животным (не ломать кусты, не рвать цветы, подкармливать птиц).

Закреплять у детей конкретные представления о сезонных изменениях в природе.

Осень. На улице холодно, идут частые дожди, изменяется окраска листьев, они осыпаются. Исчезают насекомые, меньше становится птиц. В садах, огородах убирают овощи, собирают фрукты.

Зима. Мороз, снегопад. Снег падает хлопьями или снежинками. Реки покрыты льдом. Снег белый, холодный, сверкает на солнце; он может быть рассыпчатым. Лед холодный, твердый, скользкий.

Наблюдать за поведением птиц, подкармливать их.

Весна. Становится теплее, тает снег, лед, бегут ручьи. Появляются трава, цветы, распускаются листья на деревьях и кустарниках. Пробуждаются насекомые. Птиц становится больше, они строят гнезда, поют.

Учить распознавать по величине, окраске оперенья, издаваемым звукам 2-3 птиц, прилетающих на участок, называть их. Дать представление о труде на огороде, в цветнике.

Дать представление о выращивании растений из семян.

Лето. Солнечно, жарко, идут теплые дожди. Много насекомых, птиц. Птицы выводят птенцов.

Формировать представления о том, что под влиянием тепла и влаги быстро растут цветы, трава, созревают ягоды, фрукты, овощи.

Учить детей различать по листьям, коре 3-4 дерева разных пород, один цветущий кустарник, 3-4 травянистых растения, называть их. Закреплять представления о лесных ягодах, грибах.

Животный мир. Расширять представление о домашних животных и их детенышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям). Познакомить еще с 2 домашними животными, их внешним видом (с учетом местных условий). Познакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.

Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных: как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях.

Приучать детей любить и охранять природу.

СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТСКОГО САДА (ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)

Задачи воспитания в детском саду в старшей группе детского сада

Расширять представления о предметах и явлениях окружающей действительности, растительном и животном мире, труде людей. Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка. Расширять и активизировать словарь, обучать простым формам монологической речи.

Воспитывать у детей детском саду положительное отношение к труду, желание систематически выполнять посильные трудовые обязанности, делать полезное окружающим.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление порадовать старших хорошими поступками. Воспитывать дружбу между детьми разных национальностей.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.

Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе.

Продолжать развивать способность эстетического восприятия действительности и произведений искусства, умение чувствовать их характер, настроение, замечать выразительные средства.

Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, выразительного чтения, рассказывания, развивать певческие навыки и исполнительские умения в танцах.

Развивать художественно- творческие способности детей: поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции.

Продолжать воспитывать гуманные чувства. Учить замечать затруднения окружающих, стремиться помочь им. Формировать представления о правдивости, о справедливости, о смелости, о скромности.

Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к их переживаниям, оказывать помощь, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случаях неудачи. Развивать дружеские взаимоотношения.

Приучать детей выражать свое отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.

Расширять и уточнять представления детей о растениях, домашних и диких животных, о сезонных изменениях в природе.

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.

Воспитывать любовь к природе родного края. Учить правильно вести себя в природе: бережно относиться к растениям, животным, ухаживать за ними.

Закреплять представления детей о растениях. Учить различать новые растения.

Дать представление о выращивании растений из семян, о зависимости их роста от наличия влаги, света, тепла, питательных веществ. Учить детей по виду растений замечать, чего не хватает им (листья вянут, опускаются - недостаточно воды; листья бледнеют - не хватает света; растение становится слабым, растет медленно - не хватает питательных веществ).

Познакомить с новыми птицами, насекомыми.

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе и труде людей в сельском хозяйстве в разные времена года.

Осень. Дни становятся короче, ночи длиннее. Начинается похолодание, часто идут моросящие дожди, дуют сильные ветры. Листья постепенно меняют окраску, опадают, вянет трава. Исчезают насекомые.

Зима. Самые короткие дни и длинные ночи. Холодно, мороз, падает снег; водоемы покрываются льдом, земля - снегом. Деревья и кусты без листьев, не растут, так как отсутствуют необходимые условия. Зимующие птицы питаются семенами растений. Их надо подкармливать.

Весна. День удлиняется, ночь укорачивается. Солнце греет сильнее. Тает снег, лед, вскрываются реки, начинается ледоход, бегут ручьи, оттаивает земля. Появляются необходимые условия для роста растений, набухают почки, распускаются листья, начинает расти трава, зацветают цветы (сначала с солнечной стороны). Появляются насекомые, больше становится птиц, они вьют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.

Лето. Самые длинные дни и короткие ночи. Жарко, иногда идут проливные дожди, бывают радуга, грозы. Много зелени, растения растут, цветут, плодоносят.

Учить вести дневник природы.

Задачи воспитания в детском саду подготовительная группа

Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей… Формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе. Развивать у детей способность к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работ.

На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине, родному краю, к природе.

Продолжать совершенствовать трудовые умения и навыки детей, развивать трудолюбие.

Готовить детей к обучению грамоте. Продолжать развивать фонетический слух и умение проводить звуковой анализ речи. Совершенствовать все стороны речи.

Воспитывать любовь к различным видам искусств. Развивать художественный вкус.

Воспитывать у детей организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, умение и желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.

Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей. На конкретных примерах (поступках окружающих людей, героев художественной литературы) формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе, воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лености.

Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач, воспитывать у них умение сопереживать успехам и неудачам товарищей.

Закреплять умение справедливо оценивать свои поступки сверстников.

Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных. Закреплять умение вести себя в природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять мусор.

Закреплять знания детей о местных растениях, учить распознавать и называть их, научить различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы.

Дать представление о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.

Закреплять умения по уходу за растениями. Учить пересаживать комнатные растения. Продолжать учить наблюдать за жизнью растений, уточнять представления о зависимости роста растений от условий.

Закреплять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях.

Учить вести наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде людей, делать зарисовки в календаре природы.

Закреплять представления детей о сезонных явлениях в природе.

Осень. День укорачивается, становится холоднее, часто идут дожди и дуют холодные ветры. Перелетные птицы улетают в теплые края, насекомые исчезают. Листья деревьев и кустарников меняют окраску и опадают, трава желтеет и увядает.

Сформировать представление о том, что постепенное замирание жизни вызвано похолоданием, недостатком тепла, света. Отлет птиц связан с исчезновением насекомых, которыми они питаются, замерзанием водоемов.

Продолжать знакомить с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах, с работой на полях.

Зима. Холодно, часто бывают морозы, земля покрыта снегом, а водоемы - льдом. Деревья и кустарники без листьев, зимующие птицы приблизились к жилью людей.

Учить детей распознавать зимующих птиц по внешнему облику, поведению, издаваемым звукам. Приучать самостоятельно подкармливать птиц, беречь деревья и кустарники.

Весна. Увеличивается день, становиться теплее, тает снег, реки освобождаются от льда. Набухают почки, появляются листья и цветы. Прилетают птицы, пробуждаются животные от зимней спячки.

Дать представление о том, что изменения в живой природе связаны с потеплением необходимых условий для жизни растений и животных.

Учить распознавать и называть первые цветы по листьям и цветкам.

Лето. Наступает жаркая погода. Растут и цветут растения, созревают ягоды, фрукты и овощи, в лесу появляются грибы.

Сформировать у детей представление о том, что летом есть все условия для роста растений.

Животный мир. Расширять и углублять представления детей о домашних и диких животных.

Дать детям представления об изменениях в жизни животных в разные времена года.

Неживая природа. Закреплять представления детей о переходе воды в твердое состояние и обратно при изменении температуры. Дать представления о движении воздуха.

Занятия в студии включают в себя все самое необходимое, что понадобится ребенку при поступлении в школу. По окончанию курса дошколята умеют читать, писать печатными буквами, считать.

Занятия в нашей студии в этом возрасте насыщены заданиями, направленными на развитие всех видов внимания (устойчивости, концентрации, переключения, объема), всех типов памяти (зрительной, слуховой, тактильной, а также смешанной), активно идёт формирование необходимых умственных действий.

Занятия выстраиваются в игровой форме, чтобы ребятам было интересно и увлекательно выполнять самые сложные задания.

В педагогической практике особое внимание уделяется возрасту с 2 до 6 лет. В это время закладываются фундаментальные черты характера, формируются принципы и механизмы восприятия окружающего мира, поэтому крайне важно обеспечить ребенку качественное дошкольное образование.

Выбирая элитный детский сад «Развитие XXI век», родители могут рассчитывать на профессиональную помощь опытных педагогов в дошкольном образовании. Мы предлагаем оптимальные условия для получения детьми в детском саду базовых знаний, раскрытия талантов, гармоничного физического и эмоционального развития.

Подготовка к школе в детском саду: с чего начинается дошкольное образование

На первом этапе посещения детского сада ребенок адаптируется к окружающим условиям. Наш персонал прилагает максимум усилий, чтобы адаптация была безболезненной, что впоследствии облегчает процесс коммуникации и способствует налаживанию межличностных отношений в любом коллективе. В возрасте с 2 до 4 лет формируются:

  • двигательные умения;
  • эстетическое восприятие;
  • коммуникативные навыки.

Ошибочно полагать, что подготовка детей к школе в детском саду заключается в проведении занятий и непосредственном обучении на мини-уроках для детей из старших групп. Длительный процесс дошкольного образования начинается с первого дня посещения.

Самое ответственное время - подготовка к школе

Наиболее важным, решающим этапом перед школой является старший дошкольный возраст. В этот период главная задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка, сформировать у него стойкое желание к познаниям и открытиям, реализация его природных талантов . Для детей старшего возраста подготовка к школе в детском саду заключается в работе по нескольким направлениям:

  • коммуникация. Грамотная речь, выразительная мимика и жестикуляция позволяют ребенку свободно общаться со сверстниками, педагогами и родителями, избегать конфликтных ситуаций в будущем;
  • художественно-эстетическая деятельность. Умение лепить, рисовать, различать формы, цвета и фактуры способствует развитию аналитического мышления, формирует стремление выполнять работу как можно лучше, что является одним из признаков лидерства;
  • технические навыки. Хорошо развитые базовые умения значительно облегчают усвоение нового материала в школьной программе, которая рассчитана на усредненный уровень подготовки. Дошкольное образование предполагает знакомство с буквами, цифрами, элементарными понятиями, принципами сравнения и когнитивного восприятия;
  • развитие памяти. Навыки зрительного, слухового, графического, тактильного и образного восприятия способствуют быстрому запоминанию и усвоению нового материала. Работа над этими навыками повышает интеллектуальные способности и существенно облегчает процесс обучения;
  • физическая подготовка к школе в детском саду. От ее уровня зависит здоровье, самочувствие и выносливость будущего ученика, способность справляться с усталостью и стрессами. Этот фактор оказывает значительное влияние на отношение сверстников и статус в школьном коллективе.

Каждому из перечисленных аспектов наш персонал уделяет должное внимание. В наших учреждениях работают высококвалифицированные психологи, логопеды, преподаватели иностранных языков и художественных дисциплин . Дошкольное образование предусматривает обучение письму, счету, чтению, развитие концентрации внимания и усидчивости.

Подготовка к школе в детском саду: психологические аспекты

Залогом успешного обучения является восприятие ребенком коллектива. Сначала это семья, где родители на собственном примере демонстрируют социальную роль каждого из ее членов. Важно, чтобы ребенок считал социум не жесткой конкурентной средой, где выживает сильнейший. Будущий школьный класс - это прежде всего возможности:

  • проявить свои таланты;
  • узнать много интересного;
  • найти верных друзей;
  • интересно проводить время.

Подготовка к школе в детском саду «Развитие XXI век» формирует именно такое отношение к последующему обучению. Умение справляться со своими эмоциями, объективно оценивать действия педагогов и сверстников, находить способы для самореализации позволяет избегать конфликтных ситуаций и делает пребывание в школе комфортным. Используя увлекательные игры и специальные приемы, наши педагоги обучают детей самоконтролю, правильным и рациональным действиям в различных ситуациях.

Комплексная подготовка детей к школе в детском саду нашей сети - это бесценный вклад в счастливое и успешное будущее Вашего ребенка. Мы знаем, каким должно быть качественное дошкольное образование, как сделать знакомство с миром знаний приятным и интересным, как научить детей быть полноценной частью коллектива, успешно взаимодействовать со сверстниками и педагогами, справляться с любыми проблемами и всегда быть победителем.

Как правильно развивать ребенка? Чему и как должны учить малыша в детском саду? Какая подготовка к школе нужна будущим первоклассникам? Как помочь ребенку с удовольствием учиться в начальной школе? Дети растут, и новые родители дошкольников сталкиваются с этими вопросами. О том, как лучше всего выстроить развитие ребенка до школы, рассказывает психолог детского сада НОУ ЦО «Школа Сотрудничества» Раиса Николаевна Драбович.

По результатам многочисленных опросов, проведенных психологами и педагогами, большинство современных родителей ставят на первое место интеллектуальное развитие детей. Сейчас очень модно раннее обучение и развитие, популярны различные методики, специализированные детские центры, огромный выбор развивающих игрушек. Однако многие дети продолжают испытывать трудности обучения в школе или детском саду. Почему так происходит?

Дело в том, что однобокое развитие какой-либо функции в ущерб другой может осложнить обучение ребенка. Например, родители большое внимание уделяют развитию речи, а развития крупной моторики, в котором нуждается ребенок, не происходит.

Еще одна часто встречающаяся проблема: социальные требования и существующие методы обучения просто не соответствуют возможностям современных детей. Зачастую с раннего возраста дети предоставлены сами себе: родители меньше с ними беседуют, меньше проводят время в совместных занятиях. Компьютеризация отняла большую часть времени от совместного общения.

Какими же в таких условиях должны быть дошкольное образование и подготовка к школе? Чему обучать и как обучать?

Концепция известного психолога Льва Выготского помогает найти ответы на эти вопросы. Главная идея Выготского: развитие ребенка происходит прежде всего через контакт со взрослыми. Именно родители, воспитатели, старшие братья и сестры учат его общаться, знакомят с культурными ценностями и правилами поведения.

Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. Задача взрослого — привлечь внимание ребенка к новой деятельности и произвести ее с ним совместно. После многократных повторений ребенок научится делать это самостоятельно. Например, самые маленькие дети учатся держать ложку благодаря поддержке и помощи взрослых.

Такой алгоритм лежит в основе обучения ребенка чем угодно, будь то катание на коньках, рисование или игра в шахматы. Однако вряд ли получиться научить трехлетнего ребенка играть в шахматы, потому что данная деятельность пока находится вне его возможностей или, используя термины Выготского, вне зоны ближайшего развития.

У всех детей разная «величина» зоны ближайшего развития, а значит, и разные возможности обучения. Этим они отличаются друг от друга, и именно поэтому каждому ребенку требуется индивидуальный подход.

Обучение в зоне ближайшего развития выявляет сильные и слабые стороны ребенка. Через хорошо продуманное обучение можно сформировать новые способности и умения. Важно определить, какая помощь мотивирует ребенка, — и применять ее в соответствии с потребностями. Одному подходит помощь стимулирующая («Молодец!»), другому — организующая («Я тебе помогу!»), кому-то — обучающая («Я тебя научу!») или контролирующая («Покажи, как ты это делаешь...»).

Задача взрослого — создать условия, в которых ребенок будет трудиться, преодолевать трудности, прикладывать усилия. Родители и педагоги не должны делать за ребенка то, что можно сделать с ним вместе, — доказано, что это приводит к снижению мотивации и познавательного интереса.

Только обучение ребенка в соответствии с его возможностями окажется развивающим. Слишком легкие и слишком сложные задачи не окажут плодотворного влияния на развитие ребенка. Вне зависимости от выбранной методики или программы обучения важно помнить о потенциальных возможностях зоны ближайшего развития.

Раиса Николаевна Драбович,
психолог детского сада НОУ ЦО "Школа Сотрудничества"

Обсуждение

Согласна полностью с автором статьи, порой за компьютерами и ежедневными хлопотами мы все меньше времени уделяем нашим деткам, меньше занимаемся с ними, обучаем их. Еще не мало важный фактор в обучении ребенка, это хорошо обустроенное рабочее место, должен присутствовать комфортный стул и детская парта-стол. Тогда и ребенок будет заниматься с еще большим интересом. Мы, например, приобрели своим деткам стол Moll Champion, очень удобный, регулируется по росту ребенка. Детки в восторге, им полностью обновили место для обучения, интерес к учебе вырос в разы, что не может не радовать.

Комментировать статью "Детский сад и подготовка к школе: чему и как учить дошкольника"

Ребенок должен идти в следующем году в первый класс. Отставание по физиологическому возрасту, маленький рост,пухлые детские ручки, анемия,есть хроническое заболевание с Если ребёнок не готов сейчас к школе, то скучно ему точно не будет в более старшем возрасте.

Обсуждение

Правильно вам написали, что скучно ему будет в более старшем возрасте в 1м классе, а так в самый раз. Программа Школа России 1й класс довольно простая.

26.09.2018 15:16:49, Да так

Я тоже недавно на конфе спрашивала совета по поводу неготовности ребенка к первому классу. Исходные данные аналогично вашим, возможно даже где-то и похуже. Не послушалась я никого, в том числе и учителя, поборола свои страхи и мы теперь первоклашки. Месяц учебы позади, что имеем-учитель не нарадуется, в дневнике солнышки, ребенок повзрослел резко, чувствует ответственность, жутко гордый, что первоклашки, учитель извинилась и сказала, что не ожидала, что все будет так прекрасно. На уроках все задания делает в полном объеме. Если мой пусть и не большой опыт вас вдохновит, будет прекрасно. Найдите хорошего учителя, постарайтесь сыночка подготовить по максимуму к школе (море, витаминки, занятия) и все у вас будет хорошо.

26.09.2018 15:12:04, МамаСыночка

Протестировал нас психолог в детском саду по вопросу подготовленности к школе... Психолог посчитал, что ребенок неправильно отвечает на поставленные вопросы и что логика Также нужно адекватно воспринимать замечания, просить о помощи и оказывать её, умение...

Обсуждение

Я мониторю школьную зрелость с середины 90-х (общая динамика отрицательная). 6 лет работала в лицее с профильными классами, где цель диагностики была - определить направленность ребенка и возможность обучаться по усложненной программе (2-й иностранный язык со 2-го класса). Около 20 лет работаю в обычной школе, здесь цель диагностики - формирование РАВНОЦЕННЫХ классов, поскольку программа одна, и нет смысла ранжировать детей (и в принципе не считаю это правильным). Т.е. в каждом классе есть дети с различным уровнем готовности примерно в равных количествах. И моя задача - прогноз: определить ресурс (на что можно опереться) и дефицит (над чем предстоит работать), определить уровень психофизиологической зрелости и адаптивности ребенка, его энергетический потенциал (работоспособность, утомляемость, истощаемость), эмоциональные особенности...
Методика, по которой я работаю, очень надежная, сертифицированная, стандартизованная - сложная, но прогностичная. Моя задача ПРЕДУПРЕДИТЬ, поскольку родители решают судьбу ребенка.
По Закону об образовании ребенок может приступить к обучению в школе с 6,5 до 8 лет (по прописке он в школу будет зачислен). Родители присутствуют при собеседовании, потом я выдаю заключение, интерпретирую результаты, рассказываю, КАК можно работать с теми или иными проблемами и т.д. И, думаю, родители иногда бывают недовольны моими выводами)). Правда, позже эти выводы подтверждаются...
Например, "Исключение лишнего", где учитывается КАК исключает ребенок: по основному признаку, анализируя (жидкое-твердое, живое-неживое, птицы-насекомые, домашние и дикие животные и т.п.) или конкретно, по внешнему признаку (собака, заяц, белка, еж - исключает ежа, потому что колючий), по функциональному ("этот плавает, а эти бегают"), не понимая пока основной. Это разный уровень осмысления - совсем дошкольный (конкретный) или "предшкольный" (интуитивый анализ-синтез).
В любом задании, инструкция дается очень точная и четкая - может ребенок ее удержать или выполняет поверхностно - это разный уровень восприятия, это произвольность деятельности (главный показатель школьной зрелости). Главный вопрос: дозрел-не дозрел - ЦЕНА для организма, для психики, для самооценки...
Ребенок может бойко считать и прилично читать, но при этом не может отделить главное от второстепенного, мыслит как дошкольник... Будет учиться за счет общего кругозора и хорошей механической памяти - класса до пятого хватит, потом сползет на тройки, мол, "неинтересно"

Да у вас супер мальчик, я бы на вашем месте никого бы не слушала;)

Подготовка к школе - стандартная программа детского сада. Они еще хотят за это деньги брать? Ав нашем садике логопед хороший, с огромным опытом деньги не берет принципиально, так что есть еще в садах спецы.

Обсуждение

Девочки, всем огромное спасибо за ответы!
Сегодня ситуация решилась сама собой - я узнала, КТО будет вести подготовку к школе и поняла, почему за полгода вперёд хотят деньги брать.
К ЭТОМУ учителю я не поведу детей даже бесплатно.
Но юридические основания всё равно буду разведывать:-))

В саду пока тишина. Вообще ничего не плачу - многодетные. А за подготовку к школе больше 8!!! за одну. 2 раза в нед. по 2,5 часа. Иначе в школу не попасть. А зачем вам платить за доп. образование, кроме логопеда? Вы же в школу и так попадете.

Подготовка к школе в саду. Купила пособия для подготовки к школе по математике, мышлению, письму. А в саду действительно в подготовительной группе должны готовить к школе. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов...

Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет. Подготовка к школе в саду. Есть ли смысл именно в такой подготовке?

Обсуждение

Отдельно по подготовке руки к письму. Это стоит делать дополнительно к саду. Штриховка разнообразная, узоры, раскрашивание, палочки-галочки - замечательно.

Отдельно и важно -усидчивость и внимание (говорят, это можно натренировать). Усидчивость - способность что-то делать волевым усилием до результата. Делать -все то же. Рисовать, петь, приседать, штриховать, вырезать из бумаги, нанизывать бусинки, лепить из пластилина.

Восприятие на слух -важно. Можно тренировать, играя. Поверни направо, сделай три шага, подпрыгни, наклонись и тп.

И послушание, тут уж никуда не деться...

Имхо -деньги платить не за что, а облегчить жизнь ребенку в первом классе реально своими усилиями и, на мой взгляд, это стоит свеч.
Поищите тесты на готовность к школе, там по разделам -умения, навыки, характер и тп. Все предельно конкретно. И подгонять те области, где слабо.
Никакая подготовка не подготовит вашего ребенка так, как это может сделать родной человек. Имхо.

Обучение – способ организации педагогического процесса, двусторонний процесс взаимодействия обучающего и обучающегося, направленный на передачу и освоение обучающимися содержания образоваия.

Форма обучения – способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения

Формы обучения:

  • индивидуальная – педагог обучает одного ребенка (коррекционная и индивидуальная работа);
  • подгрупповая;
  • групповая (фронтальная) – педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно;
  • самостоятельная* - самообучение ребенка в развивающей среде.

Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся.

Формы организации обучения:

1) образовательная ситуация = занятие (муз.+физ.) = НОД (непосредственная образовательная деятельность – по СанПину);

Образовательная ситуация – это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Характерные признаки занятий:

На занятии идет освоение детьми содержания по одному из разделов программы обучения;

Занятия проводятся одновременно со всеми детьми группы;

Воспитатель выполняет на занятии руководящую функцию.

2) совместная деятельность ребенка с педагогом или педагога с ребенком;

3) самостоятельная деятельность детей (в образовательной среде).

Формы активности ребёнка (ФГОС ДО):

54) Педагогический процесс детского сада, его особенности и содержание.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие детей и педагога, направленное на решение развивающих и образовательных задач, построенное на принципах дидактики, имеющее чёткую структуру, протекающее в специально созданных условиях , в определенных формах его организации с использованием методов и приемов, основанное на образовательной программе.

Условия (по ФГОС ДО):

1) психолого-педагогические;

2) кадровые;

3) материально-технические;

4) финансовые.

Принципы дидактики:

  • Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося.
  • Принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием.
  • Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умениям учащегося.
  • Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.
  • Принцип наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода.
  • Принцип доступности обучения.
  • Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся.
  • Принцип связи обучения с жизнью. .
  • Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Образовательный процесс в детском саду (Логинова) – введение, сочетание и чередование процессов жизнедеятельности, деятельности и обучения детей в разных возрастных группах, в индивидуальных, подгрупповых и фронтальных формах, а также создание необходимых для полноцценного развития ребенка условий.

Ведущие характеристики педагогического процесса:

I. Целенаправленность

Цели пед. процесса образуются путем соединения в единой точке следующих 4 составляющих:

Ценностная позиция педагога. Цели пед.процесса определяются особенностями пед.позиции, интерпретацией философии детства, своеобразием ценностного отношения к ребенку, понимания приоритетных задач ДО;

Целевые установки образовательной организации. Цели пед.процесса определяются теми нормативными документами, в которых заложен социальный заказ на то, каким хочет видеть общество выпускника данной образовательной организации;

Учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей. Цели определяются индивидуальными особенностями воспитанников – пед.процесс превращается в индивидуальный образовательный маршрут ребенка;

Учет социальных запросов родителей

II. Целостность

Целостность – внутреннее единство и непротиворечивость всех компонентов, хар-ет высший уровень организации пед.процесса.

Сущностные характеристики целостного педагогического процесса:

1) целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка;

2) целостность воспитательных, образовательных и развивающих задач;

3) целостность жизнедеятельности ребенка;

4) целостность в процессе взаимодействия ребёнка с миром взрослых;

5) целостность образовательного пространства

III. Наличие связей между участниками;

Процесс взаимодействия педагога и детей в пед.процессе может быть организован как:

  • процесс воздействия (авторитарный подход– сформировать личность ребенка в соответствии с некой идеальной моделью);
  • процесс бездействия (либеральный/формальный тип – педагог лишь номинально выполняет свои функции);
  • процесс содействия (личностно-ориентированный подход – максимально возможный учет субъектных позиций участников пед.процесса – субъект-субъектные отношения).

IV. Системность и процессуальность (деятельностный характер)

Для пед.процесса как системы характерны следующие признаки:

Целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов пед.процесса;

Структурность (компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный);

Открытость (пед.процесс в доу – открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека);

Множественность описания (м.б. описан с т.з. разных аспектов).

Процессуальность – протяженность во времени. Пед.процесс – последовательность сменяющих друг друга и требующих решения разнообразных и разноплановых задач.

В организации педагогического процесса выделяют ряд этапов:

1) этап анализа ситуации, определения пед.задачи, проектирования вариантов решения и выбора оптимальных условий реализации;

2) этап осуществления плана решения задачи на практике, предусматривающий организацию деятельности и взаимодействия субъектов пед.процесса;

3) этап анализа результатов решения поставленной задачи.

55) Создание оптимальных условий для адаптации детей к детскому саду как функция дошкольного учреждения. Организация педагогического процесса в группах раннего возраста.

Адаптация – приспособление личности, самостоятельное и насильственное, к условиям социальной среды и результат этого процесса; приспособление, привыкание к новым условиям.

Виды адаптации:

  • биологическая (физиологическая) – перестройка функциональных систем организма, происходящая в период привыкания ко всему новому;
  • социальная – способность изменять своё поведение в соответствии с условиями.

Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужны:

Знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;

Подготовительная работа в семье;

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.

Основные принципы работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение групп (прием 2–3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания с мамой).

4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).

5. Сохранение в первые 2–3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).

Специфика организации пед.процесса в группах раннего возраста объясняется след. положениями:

Режимом пребывания и деятельности детей раннего возраста (свободный график прихода в учреждение и включения в педюпроцесс), разные виды деятельности обладают синкретичностью (своеобразной нерасчлененностью);

Особенностью развития детей раннего возраста (характеризуется неразвитостью волевого компанента, когда превалирует эмоциональный компонент; высокий уровень зависимости развивающего эффекта в любой деятельности от физиологического комфорта, невозможность длительной концентрации внимания и др.);

Спецификой осуществления познавательного акта через взаимодействие со взрослым при сопровождающей роли последнего;

Необходимостью единой развивающей среды, которая одновременно важна и для ребенка, и для взрослого (должна помагать освоить необходимые пед.способы взаимодействия с детьми).

Пед.процесс обладает особым эмоциональным фоном совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе взаимодействия, который способствует привлечению внимания детей, стимуляции познавательной активности, созданию и поддержке ситуации успеха у ребенка в деятельности.

Пед.процесс целостно ориентирован на совместную деятельность взрослых и детей.

В организации пед.работы с ребенком раннего возраста используется деятельностный подход («действие вместе»; деятельность – движущая сила развития; амплификация (обогащение) детского развития).

Основные характеристики раннего возраста:

  1. Интенсивность / скачкообразность физического и психического развития.
  2. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития на неблагоприятном фоне – незрелости). Неустойчивое эмоциональное состояние.
  3. Взаимосвязь физического и психического развития (наиболее ярко в этом возрасте).
  4. Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание).
  5. Яркое удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей:

Сенсомоторная потребность;

Потребность в эмоциональном контакте;

Потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (контактное общение в 2-3 мес., познавательное – 3-10 мес., вербально-невербальное – 10 мес. – 1,5 г., игровое и деловое – 1,5 – 3 года)

  1. Специфичность проявления нервных процессов:

Легкость выработки условных рефлексов и сложность их изменения;

Повышенная эмоциональная возбудимость;

Сложность переключения процессов возбуждения и торможения;

Повышенная эмоциональная утомляемость.

Специфика организации пед.процесса в группах раннего возраста заключается в том, что педагогический процесс:

  • представляет собой последовательно сменяемые ситуации взаимодействия взрослого и ребёнка;
  • обладает особым эмоциональным фоном совместной деятельности взрослого и ребёнка в процессе их коммуникации, который способствует привлечению внимания детей, стимуляции познавательной активности, созданию и поддержке ситуации успеха у ребёнка в деятельности;
  • ориентирован на совместную деятельность взрослых и детей.

Сущность пед.процесса в раннем возрасте: пед.взаимодействие как процесс организации жизнедеятельности и общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Методика образовательной деятельности с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения малышей:

Образовательная деятельность проводится в игровой форме, с учетом решающего значения эмоционального фактора детей.

Строго по подгруппам: число участников 6-8 детей. Длительность занятия не превышает 8-10 минут, обязательно с включением двигательного задания.

Важно повторение занятий, действия умения, знания приобретенные ребенком становятся устойчивыми не сразу и легко разрушаются. Тема повторяется, но с разным материалом; либо один и тот же материал, но меняется задание.